Автомобильный рынок Европы медленно электрифицируют. Локомотивом процесса выступают регулирующие органы ЕС, которые накладывают все более строгие ограничения на выбросы оксида углерода и азота и планируют ввести новые стандарты выбросов CO2 для грузовиков и автобусов. Между тем, немецкая автомобильная промышленность лоббирует отсрочку введения больших ограничений, используя свою огромную политическую мощь. Остальные европейские страны застряли посередине — одни принимают электрическое будущее, другие сопротивляются ему, хотя большинство пока остается без какого-либо конкретного плана.
Рассмотрим, какие государства Европы наиболее лояльны к распространению электромобилей, какие стимулы они предлагают для их популяризации и когда планируют полностью отказаться от ДВС.
Норвегия
Норвегия стала настоящей витриной электрической мобильности благодаря щедрым субсидиям на покупку электрокаров. Здесь электромобили избавлены от налога на покупку и 25% НДС. Они освобождены от дорожных сборов, пользуются привилегированным статусом на дорогах, бесплатными паромными переправами, а в некоторых городах и бесплатной парковкой. В прошлом году на чистые электромобили приходилось более 20% новых регистраций всех автомобилей.
Полностью отказаться от ДВС Норвегия планирует к 2025 году.
Нидерланды
Нидерланды занимают второе место в Европе по распространению электромобилей. В этом году на авто с подключаемым модулем приходилось около 4,1% от общего объема продаж автомобилей.
Полностью отказаться от ДВС Нидерланды планируют к 2030 году.
Великобритания
Объединенное королевство стремится стать основной силой на рынке электромобилей, рассматривая их как способ оживить промышленность страны и обеспечить высокотехнологичные рабочие места. Наряду с Калифорнией (и, возможно, Китаем) у правительства Великобритании, одного из немногих в Европе, есть всеобъемлющая стратегия электрификации, в отличие от поэтапных мер, принимаемых большинством государств.
Стратегия правительства «Road to Zero» относится к коммерческим транспортным средствам, общественному транспорту, платной инфраструктуре и многому другому, что способствует прекращению продажи автомобилей на ископаемом топливе. Так, к примеру, Лондон планируют превратить в первый мегаполис свободный от выбросов углекислого газа.
Полностью отказаться от ДВС Великобритания планирует к 2032 году.
Франция
Правительство поставило перед собой цель увеличить продажи электромобилей в пять раз к 2020 году. Париж планирует к 2030 году отказаться от использования устаревших автомобилей в городе для сокращения загрязнения воздуха. В стране действует ряд стимулов, в том числе субсидии на покупку электрических и гибридных транспортных средств в размере 6000 евро, а также стимул в 4000 евро при отказе от дизельных автомобилей. Подключаемые транспортные средства имеют право на налоговые льготы, а в некоторых провинциях ежегодные регистрационные сборы и вовсе отсутствуют.
В конце 2017 года во Франции было более 16 000 общедоступных станций зарядки, а к 2020 году правительство поставило цель в 100 000.
Полностью отказаться от ДВС Франция планирует к 2040 году.
Испания
В Испании правительство реализовало несколько планов стимулирования покупки электрокаров. План поддержки альтернативной мобильности был начат с бюджетом в 20 миллионов евро и был израсходован менее чем за 24 часа.
В первой половине 2018 года в Испании было продано 5 906 электрифицированных автомобилей, что почти в два раза превышает число, зарегистрированное в первой половине 2017 года, согласно статистике доля электрокаров на общем рынке составила 0,8%.
По последним оценкам, в Испании насчитывается чуть более 5000 зарядных станций. Испанская коммунальная компания Iberdrola и французская нефтяная компания Avia планируют инвестировать 1,35 млн евро в новые пункты зарядки на 27 автозаправочных станциях Avia. Iberdrola также объявила о планах установить 25 000 пунктов зарядки к 2021 году.
Дания
Согласно инициативе правительства, через 17 лет каждый новый автомобиль в Дании должен быть электрическим или другим автомобилем с нулевым уровнем выбросов.
Новая политика Дании во многом возврат в прошлое, после отказа от стимулов для электрокаров, который привел к падению рынка в 2015 году. В прошлом году продажи электрифицированных авто составляли всего 0,4% датского рынка, что крайне мало по сравнению с цифрами в соседней Швеции (5,3%) и Норвегии (39%).
Полностью отказаться от ДВС Дания планирует к 2030 году.
Германия
Германия — самая противоречивая страна по внедрению электромобилей. С одной стороны федеральное правительство настаивает на достижении цифры в 1 млн электрифицированных автомобилей к 2020 году (хотя уже заявило о том, что не успеет к данному сроку), с другой стороны автомобильная промышленность сдерживает инициативу, лоббируя отсрочку принятия в ЕС новых экологических норм.
В начале этого года на немецких дорогах было около 100 000 плагин-гибридов, из которых чуть более половины чистые электромобили.
Немецкие автопроизводители изо всех сил пытаются найти выгодный способ продавать электрокары и в то же время угрожающе предупреждают, что электрификация приведет к финансовым потерям для отрасли и массовой потерей рабочих мест.
Стимулы на покупку электромобилей в Германии введены в июле 2016 года. Около 600 млн евро были выделены для программы, однако только около 100 млн евро были потрачены после первых двух лет. Программа исключила электрифицированные транспортные средства со стартовой ценой более 60 000 евро, поэтому такие производители, как Tesla чувствовали себя обманутыми, ведь ей пришлось разрабатывать способ снизить базовую цену Model S до 60 000 евро.
Согласно исследованию ACEA, в Германии насчитывается чуть более 25 000 пунктов зарядки, что является вторым показателем в ЕС после Нидерландов.
Полностью отказаться от ДВС Германия планирует к 2030 году.
По материалам: europe.autonews.com. Подготовил: hevcars.com.ua