Электрокар для чайников: как правильно читать характеристики электромобилей

Случалось вам не понимать, что означает то или иное определение в характеристиках автомобиля с электрическим приводом? Если да, следующий материал специально для вас. Дело в том, что в мире электромобилей некоторые характеристики автомобилей имеют другие критерии измерения, а также совершенно новые, незнакомые новичкам определения.

Представляем обзор терминов электромобильной тематики, которые вы вероятно встречали, но возможно не совсем понимали, что они означают или затруднялись провести аналогии с такими же характеристиками в автомобилях с ДВС (двигателем внутреннего сгорания).

Электромобиль (BEV/EV)

Battery Electric Vehicle (BEV) — данную аббревиатуру используют для обозначения, «чистого» электромобиля — транспортного средства источником энергии в котором служит аккумуляторная батарея.

ZEV

Zero Emission Vehicle (ZEV) — автомобиль с нулевым уровенем выбросом, то есть автомобиль, который не производит выхлопных газов. Все «чистые» электромобили относятся к категории ZEV.

Плагин-гибрид (PHEV)

Plug-in Hybrid Electric Vehicle (PHEV) — гибридный автомобиль с ДВС и электромотором, аккумуляторную батарею которого можно заряжать от внешних источников энергии (подключать к розетке). Аккумуляторная батарея плагин-гибрида, как правило, имеет большую ёмкость, чем у обычных гибридов, соответственно проехать на чистой электрике автомобили такого типа могут намного больше.

Гибрид (HEV)

Hybrid Electric Vehicle (HEV) — аббревиатура означающая гибридный автомобиль в котором 2 двигателя: двигатель внутреннего сгорания и электромотор. Аккумуляторную батарею гибридных автомобилей нельзя заряжать от внешних источников, поэтому пробег на чистой электрике у гибридов крайне незначителен.

Электромобиль с увеличенным запасом хода (REX/REEV)

Range Extended Electric Vehicle (REEV) — так называют электромобиль с увеличенным запасом хода, в котором энергию для аккумуляторной батареи вырабатывает топливный генератор небольшого объема.

Киловатт (кВт/kW)

Измерение электрической мощности, которое зачастую пишут в виде сокращенной аббревиатуры «кВт». Данную величину используют для обозначения мощности электрического мотора в электромобилях (вместо лошадиных сил), в эквиваленте 1 кВт=1,34 л.с.

Ампер-час (А·ч/Ah)

Ампер-час (А·ч) — еще одна единица измерения, используемая некоторыми автопроизводителями для обозначения емкости аккумуляторов. Определение А·ч означает какую силу тока способен обеспечить аккумулятор в течении одного часа.

Киловатт-час (кВт⋅ч/kWh)

Сокращенно от «киловатт в час», аббревиатура указывающая на емкость аккумуляторной батареи и измерение электричества эквивалентное количеству энергии, затраченной за один час на киловатт энергии. Используется, чтобы выразить энергопотребление электрического автомобиля.

Аккумуляторная батарея (АКБ)

Самая важная часть любого автомобиля с электрическим приводом. АКБ — это накопитель и источник электрической энергии, который питает электромотор автомобиля. Наиболее распространенный тип аккумуляторной батареи для современных электрокаров — литий-ионная батарея (Li-ion).
Аналог по определению в автомобилях с ДВС — бензобак.

Запас хода

Определение, которое указывает на то, сколько может проехать электрический автомобиль на одном полном заряде аккумуляторной батареи.
Запас хода на чистом электричестве в автомобилях с электроприводом определяют по нескольким стандартам: EPA, NEDC, WLTP. Подробнее узнать, чем отличается запас хода по каждому из этих стандартов можно здесь.

Зарядка

Процесс пополнения аккумуляторной батареи электричеством, который выполняется при подключении электромобиля к бытовой электросети через обычную розетку или к общественной зарядной станции. Существует несколько типов зарядки, о которых во всех подробностях написано в нашем материале «Заряжаем электромобиль».

Рекуперативное торможение

Тормозная система используемая в гибридных и электрических автомобилях, которая позволяет аккумулировать (отправлять в батарею) энергию вырабатываемую в процессе торможения или замедления. Это помогает восполнять емкость аккумуляторной батареи, а также останавливать электромобиль без использования педали тормоза (управление одной педалью).

Время зарядки

Отрезок времени в течении которого ваша батарея заряжается до 100% своей емкости.

Состояние заряда

Определение, которое относится к измерителю на приборной панели, показывающей оставшийся заряд аккумуляторной батареи.

Инвертор

Инвертор — преобразователь постоянного тока в переменный с изменением величины напряжения. В электрических автомобилях инвертор преобразует подаваемый от батареи к двигателю постоянный ток в переменный, управляет его частотой, а следовательно и скоростью двигателя. Кроме того инвертор может изменять амплитуду переменного тока, которая задает выходную мощность двигателя во время ускорения. Также инвертор играет важную роль в аккумуляции энергии в процессе рекуперативного торможения электромобилей и преобразует электрический ток при зарядке электрокара.

Электронная система управления

Обеспечивает работу электрического двигателя, заменяя собой систему впрыска топлива и зажигания. По сути является ключевым элементом управления электромобиля отвечающим за:

  • отслеживание используемой энергии;
  • управление энергией полученной от рекуперативной системы торможения;
  • регулировку тяги;
  • обеспечение необходимого режима управления;
  • оценку уровня заряда;
  • управление напряжением.

Редуктор

В отличии от автомобилей с ДВС в чистых электромобилях нет коробки передач, ее заменяет редуктор, который отвечает за преобразование и передачу крутящего момента на привод автомобиля и управляет процессами протекающими в электроприводе.

Силовая установка автомобиля

Это комплекс, который включает основные компоненты электрокара приводящие его в движение. Сюда включают аккумуляторную батарею, электрический двигатель, редуктор. По аналогии с обычными автомобилями — это топливный бак, двигатель внутреннего сгорания, коробка переключения передач.

Автопилот

Автономная система управления электрическим автомобилем, работающая на базе соответствующего программного обеспечения. Позволяет освободить водителя от выполнения ряда задач по управлению автомобилем, а также обеспечивает дополнительные функции безопасности. Чем выше уровень системы автопилота, тем больше возможностей автономного вождения имеет электрокар.

EVSE

EVSE — оборудование для зарядки электромобилей, также более широко известное как контроллер для зарядки электромобиля.

Автор: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌