Заряжаем электромобиль — основные типы зарядных станций и разъемов зарядных устройств

Итак, вы рассматриваете покупку подключаемого к сети автомобиля — отличный выбор. Однако покупая электромобили, вы должны проанализировать не только обычные критерии покупки, такие как цена, кузовные особенности, мощность, эффективность, запас хода, комплектация и цвет, но и вопрос зарядки электромобиля. Приобретая электромобиль или подключаемый плагин-гибрид первое, о чем задумывается потенциальный владелец — как и при помощи чего будет происходить зарядка аккумуляторных батарей. Ведь даже человек мало осведомленный о возможностях экоавтомобилей, прекрасно понимает, что обычной вилки и розетки для этого бывает недостаточно.

Попробуем разобраться, какие существуют на сегодняшний день, основные типы зарядных устройств и разъемов.

Зарядки для электромобилей априори разные, к сожалению единого стандарта, по примеру mini-USB в производстве электрокаров пока нет (на данный момент ведется работа по внедрению в Европе потенциально единого стандарта с разъемом коннектора CCS Combo 2). Существует 4 типа зарядных станций, о которых должен быть осведомлен каждый водитель или будущий владелец электромобиля и несколько видов коннекторов, которыми комплектуются станции и модели электромобилей.

Типы зарядных станций:

Mode 1

Наименее мощный тип зарядки, осуществляемый преимущественно от бытовой сети. Интервал подзарядки электромобиля с помощью такого метода, составляет приблизительно 12 часов. Процесс происходит без специального оборудования, при помощи стандартной розетки и специального адаптера переменного тока. На сегодня данный тип практически не применяется для зарядки серийных автомобилей из-за низкой безопасности подключений.

Mode 2

Стандартный тип зарядной станции переменного тока, использовать которую можно в быту или пользоваться на автозаправочных комплексах. Применяется для зарядки электромобилей всех типов с традиционными разъемами подключаемого коннектора с системой защиты внутри кабеля. Длительность процесса составляет порядка 6-8 часов при емкости аккумуляторных батарей 20-24 кВт•ч.

Mode 3

Самый мощный режим, используемый на станциях с переменным током. К нему применимы разъемы Type 1 — для однофазной и Type 2 — для трехфазной сети.

Mode 4

Тип зарядных станций в которых применяется не переменный, а постоянный ток. Мощность подобных комплексов для некоторых электромобилей бывает слишком высока. У тех же, что поддерживают подобный стандарт, аккумуляторы заряжаются до 80% в течении 30 минут. Подобные зарядные комплексы можно встретить на городских парковках и шоссе, хотя они довольно редки в Украине, поскольку обустройство такого комплекса требует отдельной линии электроснабжении большой мощности. Кроме того цена данной зарядной станции довольно высокая.

Tesla Supercharger

Разъем Tesla Supercharger (США)

Разъем Tesla Supercharger (США)

Отдельно стоит отметить тип зарядных станций Tesla Supercharger, которые отличаются от указанных выше, обособленностью использования. Это даже не зарядные станции, а нагнетатели энергии, которые в течении 20 минут заряжают батареи до 50% объема, за 40 минут до 80% и за 75 минут до 100%. Tesla Supercharger обеспечивают высокую зарядную мощность 135 кВт постоянного тока (DC). Коннекторы станции в зависимости от региона использования разняться по форме коннектора, в США они имеют три разъема, в Европе пять, что существенно усложняет эксплуатацию импортированных из Америки в европейские страны электромобилей компании.

Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3

Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3

Так как в характеристики Mode 1-4 постоянно вносятся правки, предлагаем более простую классификацию типов зарядных станций по мощности зарядки:

  1. Для бытовых электросетей переменного тока 230 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабелем так как они имеют малый корпус.
  2. Для ускоренной зарядки от электросетей переменного тока 230 В/400 В от 16 А до 40 А (от 3,7 кВт до 30 кВт).
  3. Fast charger или «Суперчарджер» — быстрая зарядка постоянным током подает питание на аккумулятор минуя инвертор. Это габаритное стационарное оборудование мощностью от 10 кВт до 400 кВт.

Зарядные станции также можно классифицировать по принципу использования:

  • Станции предназначенные для стационарной установки.
  • Для портативного использования в одном или нескольких местах.
  • Станции для портативного и стационарного использования.
Зарядные станции
Скоростные Ускоренные
Стационарные Портативные
Персональные Коммерческие

Классификация видов электромобильных разъемов

Кроме режимов работы зарядных станций необходимо знать и типы разъемов подключения коннектора, которые адаптированы к работе каждой из них.

Тип разъема коннектора Type 1 J1772

5-ти контактный стандартный разъем электромобильного коннектора, характерный для большинства электромобилей американского и азиатского производства. Разъем Type 1 применим для подзарядки электромобиля от зарядных комплексов, работающих по стандартам Mode 2, Mode 3. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощности в 7,4 кВт.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 1 J1772 (США/Япония)

Тип разъема Type 1 J1772 (США/Япония)

Разъем Type 1 J1772 для зарядки американской версии Nissan Leaf 2018

Разъем Type 1 J1772 для зарядки американской версии Nissan Leaf 2018

Type 2 (Mennekes)

7-ми контактный разъем характерный в основном для европейских электромобилей, а также для ряда китайских авто прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть, с максимальным напряжением 400 В, силой тока 63 А, и мощностью 43 кВт. Обычно 400 В 32 А ~ 22 кВт при трехфазном подключении и 230 В 32 А ~ 7,4 кВт при однофазном подключении. Разъем допускает использование зарядных станций с режимами работы Mode 2, Mode 3.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 2 Mennekes (Европа)

Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)

Разъем Type 2 Mennekes для зарядки европейской версии Nissan Leaf 2018

Разъем Type 2 Mennekes для зарядки европейской версии Nissan Leaf 2018

CHAdeMO

2-контактный коннектор постоянного тока разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных зарядных станциях работающих от постоянного тока в режиме Mode 4, позволяющих заряжать батарею электромобиля до 80% в течении 30 минут (на мощности 50 кВт). Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт, но уже характеристики существенно увеличиваются.

Электромобильный коннектор с разъемом CHAdeMO (США/Япония/Европа)

Тип разъема CHAdeMO (США/Япония/Европа)

Разъем CHAdeMO для зарядки европейской и американской версии Nissan Leaf

Разъем CHAdeMO для зарядки европейской и американской версии Nissan Leaf

CCS Combo (Type 1/Type 2)

Комбинированный тип коннектора, который позволяет вам использовать как медленные, так и быстрые быстрые точки зарядки. Работа разъема возможна благодаря инверторной технологии преобразующей постоянный ток в переменный. Транспортные средства с таким типом соединения могут принимать зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2 на данный момент наиболее распространенный тип разъема на быстрых зарядных станциях в Европе вместе с CHAdeMO.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Opel Ampera-e для европейского рынка с с разъемом Type 2 CCS Combo

Opel Ampera-e для европейского рынка с с разъемом Type 2 CCS Combo

Электромобильный коннектор с разъемом Type 1 CCS Combo1 (США/Япония)

Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США/Япония)

Chevrolet Bolt EV для американского рынка с разъемом Type 1 CCS Combo

Chevrolet Bolt EV для американского рынка с разъемом Type 1 CCS Combo

GB/T

Данный стандарт характерен для автомобилей только китайского производства и часто его называют просто GBT. Визуально он почти полностью напоминает европейский Mennekes, но технически с ним не сопоставим. Существует два типа разъемов для данного стандарта один для медленной второй для быстрой зарядки.

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 переменнонго тока (AC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 переменнонго тока (AC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 постоянного тока (DC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 постоянного тока (DC)

Далее приводим информационную таблицу, в которой вы сможете найти данные о типах разъемов для европейских и американских электромобилей популярных в Украине. Данная информация поможет тем, кто хочет купить электромобиль, но не владеет в полной мере данными касательно зарядки электромобилей.


Электромобиль

Регион
Порты переменого тока АС Порты постоянного тока DC
Примечание
Type 1 J1772 Type 2 Mennekes Tesla Supercharger Type 1 CCS Combo1 Type 2 CCS Combo2 CHAdeMO Tesla Supercharger
BMW i3 US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Bolt EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
Opel Ampera-e EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Spark EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo (Скоростная АС зарядка не поддерживается)
EU нет нет нет нет нет нет нет
Fiat 500e US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Ford Focus Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет да нет нет
Hyundai Ioniq Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Kia Soul EV US да нет нет нет нет да нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU да нет нет нет нет да нет
Mercedes-Benz B-Class Electric US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Mitsubishi i-MiEV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU да нет нет нет нет нет нет
Nissan e-NV200 US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет нет опция нет
Nissan Leaf US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет да опция нет
Renault Kangoo Z.E. US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Renault ZOE US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка только АС
EU нет да нет нет нет нет нет
Smart ForTwo Electric Drive US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Tesla Model S US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет нет переходник да
Tesla Model X US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO и CCS Combo2 через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет переходник опция да
Toyota RAV4 EV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет нет нет нет нет нет нет
Volkswagen e-Golf US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет

Хотели бы напомнить, что для удобства использования электромобилей работает online-карта электрических зарядных станций в Украине, и на которой видно, какие типы зарядных станций действуют в стране и какой тип разъемов используется на каждой из них.

Автор: hevcars.com.ua


Если статья вызвала у вас не только праздный, но и практический интерес и вам действительно необходимо купить зарядные станции или устройства для электромобилей, сделать это можно при помощи удобной формы для заказа:


Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌