Как вы решили заняться автомобильным бизнесом, почему начали именно с электромобилей?
— Про электромобили я узнал впервые в 2007-08 году, когда был впервые презентован Nissan Leaf в Токио (Япония). Я помню Токийский автосалон, голубой Nissan Leaf c белым салоном и голубым дисплеем, который выглядел как космический корабль. Вот тогда я понял, что хочу, чтобы моим вторым автомобилем стал Nissan Leaf. Я все про него прочитал, осознал, что 150 км запаса хода мне достаточно, чтобы доехать из Киева до Чернигова, поскольку я родом из Чернигова и часто езжу к родным и близким. Также этого запаса хода мне хватит, чтобы ездить по Киеву, ведь расстояние от работы до дома занимало 3-4 км и 150 км мне не выкатать и за неделю.
Электромобиль был представлен на тот момент только в Японии, и я начал читать форумы и искать тех, кто в Украине занимается электромобилями, однако понял, что пока на украинском рынке есть только самодельные переделанные электромобили, и меня это оттолкнуло. Я отложил реализацию мечты на потом.
После «Революции достоинства» в 2014 году я ездил с ребятами по Украине, и мы с ними говорили на тему бензина, России, агрессии, за какие деньги Россия делает свои танки и снаряды, мы заезжали на заправки, и к нам пришла мысль о том, что заправляемся мы то российским бензином. Потом были разные мысли пока мы ехали по Луганской и Донецкой области, и мы вспомнили про то, что есть электромобили Nissan, Tesla, о том, что в начале 2014 года активно пиарили Tesla, которая появилась в Украине.
Один мой знакомый, активист «Автомайдана», Володя Романцов уже знал нескольких людей в Киеве, которые занимались электромобилями — это были Арсений Абдураимов, который занимался поставками в Украину первых серийных китайских электромобилей «БИО Автомотив» Гонконгского автопроизводителя «BIO Automotive Co.» с 2013 года, Захар Пашун с роликами в YouTube, который уже тогда развивал свой канал и рассказывал про экоавтомобили, и Александр Туз, который промотировал тему электромобилей. Мы встретились с этими ребятами, 2 из них покатали нас на своих электромобилях. Захар, как сейчас помню, покатал нас вокруг Олимпийского стадиона.
Электроэнергия дает нам свободу
После «Майдана» хотелось, чтобы не было необходимости платить за бензин на заправках более 30 грн. за литр сейчас, хотя тогда еще цены были 12-15 грн. за литр. Мы поняли, что электроэнергия — это свобода, она есть везде. Если тебе поднимут тариф на электричество до 30 грн. за кВт•ч, ты закажешь солнечные панели, инвертор и будешь свободным человеком. Мы заряжаем телефоны, и никто нам не говорит, что в одной розетке — одна цена, в другой — другая, электроэнергия дает нам свободу.
Мы решили купить первый электромобиль. У меня было 4 тыс. долларов. Я пошел к другу, который работал заграницей и заработал гораздо больше, чем я. Я попробовал сформировать круг из 7 людей, которые должны были войти в команду и продвигать рынок электромобилей в Украине вперед. В этот круг вошел Володя Романцев, мой знакомый по Майдану, друг, который помог купить первый Nissan Leaf и другие. В ноябре 2014 мы пересели на электрокар и 1 декабря создали группу в Facebook «Electrocars».
Александр, на ваш взгляд, ваши клиенты покупают электромобили для экономии или потому, что это модно, популярно и экологично?
— Я думаю, что 2 из 3 клиентов приходит к нам в салон потому, что заинтересованы экономичностью электромобилей, поскольку электроэнергия дешевле бензина. В какой-то момент электромобили, в частности Nissan Leaf, были очень дешевыми, несмотря на то, что сейчас после отмены НДС с 1 января 2018 года рынок по-другому себя ведет и электромобили стали дороже. Конечно, 1 из 3 клиентов приходит за электромобилем потому, что это инновационный и экологичный продукт.
1 из 3 клиентов покупают электромобиль как инновационный и экологичный продукт
В США, например, наоборот 2 из 3 приходят за электромобилем потому, что это инновационный и экологически чистый продукт, и только 1 из 3 клиентов интересует экономичность электромобилей, поскольку у него есть солнечные панели и он может экономить на бензине. Бензин в США дешевле на 25%, чем в Украине, но для американцев бензин дешевле кофе.
Давайте поговорим о конкуренции на украинском рынке и тенденциях развития электромобильного рынка Украины?
— До отмены пошлины в начале 2016 года рынок формировался по одним правилам. Тогда поставкой электромобилей мог заниматься кто угодно, устанавливая любые цены на авто. Рынок формировался по принципу, кто первый привёз новинку, тот и в топе. Любой мог привезти утопленный или битый Leaf, отремонтировать его и продать достаточно дорого, при этом было мало игроков на рынке и это было зарождение рынка.
С 2016 по 2018 года рынок электромобилей в Украине стабильно рос, он наполнялся новыми игроками, которые более идеологично относятся к теме электромобильности и хотят не только заработать, но и поменять транспорт в Украине. Кто-то хочет пересадить всех на электромобили, кто-то хочет развивать зарядную инфраструктуру. Приходили романтики с деньгами или те, кто зарабатывали деньги.
Приходили романтики с деньгами или те, кто зарабатывали деньги
Мы все рады отмене НДС с начала 2018 года. Статистика показывает, что почти 1000 электромобилей было зарегистрировано в Украине с начала нового года. В декабре 2017 года компания ElectroCars намеренно держала в одесском порту на таможне около 30 электромобилей до 1 января, чтобы не платить за них НДС.
Рынок с конца декабря 2017 года приостановился, все ждали отмены НДС и удешевления электромобилей, и поэтому получилось такое большое количество зарегистрированных электромобилей в начале 2018 года из-за этого «эффекта задержки».
Украинцы очень чувствительны к ценам на электромобили
Сейчас рынок изменился, он стал перенасыщен мелкими игроками, которые завоевывают рынок электромобилей не качеством, а ценой. Они не планируют строить инфраструктуру или развивать сервис для электромобилей. Они сразу играют ценой, а цена — это то, к чему очень чувствительны украинцы.
Новым игрокам сейчас также стало не просто, поскольку цены на целые Nissan Leaf 2015 года, которые мы покупаем на аукционе Manheim в США, подорожали на 2-3 тысячи долларов. Если быть точным — цены подорожали на 2 тысячи после отмены НДС в Украине и это чисто украинская заслуга, и на тысячу, поскольку на них увеличился спрос во всем мире, ведь интерес на электромобили начал подогреваться уже с середины 2017 года. Например, Норвегия охотиться за дешевыми б/у электромобилями из США, поскольку у них они стоят намного дороже.
И этот факт не позволяет новым игрокам раскрутиться на полную и вызывает миграцию рынка больше в «авто под заказ».
У нас есть клиенты, которые не хотят ждать доставки электромобиля и готовы прийти в салон и купить его на месте. Но многие хотят получить электромобиль с минимальными затратами, и готовы ждать под заказ 3-5 месяцев и даже покупать битыми под ремонт. На этой почве и появляются спекуляции среди поставщиков.
Как обстоят дела с сертификацией автомобилей из Америки в плане фар, боковых зеркал, лобового стекла и других элементов?
— Фары и поворотники на доставленных из Америки электромобилях мы меняем, зеркала и лобовое стекло менять не нужно. Под Украину необходимо адаптировать только приборы освещения, в частности передние и задние фары, противотуманные огни и поворотники. Требований к тому, чтобы на лобовом стекле привезенных электромобилей в Украину должна быть европейская маркировка, мы уже сейчас не встречаем, хотя еще 1.5 года назад мы тратили много усилий, времени и денег на то, чтобы сертифицировать Nissan Leaf.
Важны не красные или желтые поворотники, а дорожное покрытие, разметка, знаки, культура вождения, наличие не купленных, а реальных прав на вождение
С электромобилями Tesla все сложнее, для них нужно иметь европейский комплект фар. Я могу сказать, что все игроки рынка подменивают фары, чтобы пройти сертификацию, а потом ставят оригинальные американские. Никто не будет покупать на Tesla полный комплект фар, потратив на них дополнительных 2-3 и более тысяч долларов, чтобы отвечать требованиям в Украине. В Америке, например, ездят с разным комплектом фар и поворотников, и это никак не влияет на безопасность. Самое важное на дорогах — это дорожное покрытие, разметка, знаки, культура вождения, наличие не купленных, а реальных прав на вождение.
В Америке никто не говорит: «Выпил — на садись за руль». Все взрослые и понимают, что, если ты выпил пива, то нужно несколько часов, чтобы протрезветь и не попасть за решетку или потерять права. В Украине не разрешается выпивать и садиться за руль, однако те, кто имеют власть и деньги, это правило нарушают.
Пока у нас еще борются за поворотники (красные или желтые), в Америке скоро будет запущен электромобиль Tesla с системой автономного вождения, которые будет свободно передвигаться из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Нам стоит не бороться за детали (зеркала, фары), а готовить дороги для введения автомобилей с автопилотом.
Вы недавно вернулись из Америки, на ваш взгляд, какое отношение у американцев к электромобилям?
— Американцев электромобили меньше будоражат, чем украинцев. Я вижу у украинцев, как у студентов, так и у коррупционеров, блеск в глазах при взгляде на Tesla Model S. У нас отношение к электромобилям меняется в лучшую сторону. Многие, когда видят Nissan Leaf или Tesla на дорогах, показывают на электромобили пальцем. Для украинцев электромобиль — это надежда, а для американцев — неизбежный прогресс, который они воспринимают как данность — сегодня есть электромобили, завтра будут автомобили с системой автономного управления, послезавтра будут летающие автомобили.
Для украинцев электромобиль — это надежда, а для американцев — неизбежный прогресс
Американцы воспринимают электромобили более беспристрастно, чем украинцы, для них это сравнимо с телефоном, который постоянно обновляется. Сегодня ты пользуешься Nokia, Motorola или Samsung, завтра — iPhone.
Украинцы благодаря своей восприимчивости лучше понимают технологию электромобильности. В Украине — 2-3% продаж электромобилей при экономике, которая не может себе позволить покупать электромобили или автомобили в общем. В Украине ставят на первую регистрацию около 70-80 тысяч автомобилей в год, а, например, в той же Польше — 400-500 тысяч. При этом Украина показывает сейчас высокую динамику по продажам электромобилей среди общей массы всех автомобилей.
Александр, ваша компания продает как новые, так и б/у электромобили, какой процент продаж тех и других?
— Мы продаем 99% б/у электромобилей и 1% новых. Например, Model 3, которую мы недавно привезли в Украину и показали на выставке Plug-In Ukraine 2018, можно назвать новой, поскольку она была в эксплуатации буквально пару месяцев. У нас был случай, когда мы привезли практически новый Leaf c пробегом в 600 миль. Иногда мы привозим электромобили Tesla с пробегом до 1000 км, но это единичные случаи. Украинцы не боятся б/у электромобилей, они хотят экономить.
То есть, у вас нет таких клиентов, которые приходят и говорят, что им нужен новый электромобиль?
— Есть конечно запросы. С отменой НДС в Украине цена на новые электромобили снизилась до 17%. Недавно, например, мы оформляли заказ на новую Tesla Model S 100D с завода в Нидерландах. Было понятно, что покупатель благодаря отсутствию НДС экономит 30 тысяч долларов, на которые можно купить 2 б/у Nissan Leaf.
Благодаря отмене НДС в Украине на скидку при покупке Tesla можно купить 2 б/у или 1 новый Nissan Leaf
Как вы начали развивать электромобильный бизнес? Какие тенденции электромобильного рынка вы наблюдаете сейчас?
— В конце 2014 года у нас был создан сайт и группа в Facebook, в которой на тот момент уже было 10 000 подписчиков. Нас читали и любили, но нам было очень тяжело запустить монетизацию сайта. Я ходил к другим игрокам рынка и предлагал сотрудничество по привлечению клиентов. Я привел как-то одного им клиента, провел с ним большую работу по подбору и поиску электромобиля, а мне дали настолько маленький процент, что я понял, что этого недостаточно для хорошего маркетинга. Поэтому сейчас мы тратим достаточно много на популяризацию темы электромобильности.
Сейчас мы тратим достаточно много на популяризацию темы электромобильности
Когда-то я мог привезти один из первых Nissan Leaf, зарегистрировать свою группу в Facebook и рассказывать о своем опыте эксплуатации. Сейчас мы можем уже делать более грандиозные события, как, например, презентация Tesla Model 3 на выставке Plug-In Ukraine и EcoDriveShow 2018. Приятно, что мы можем вносить какие-то позитивные изменения на рынке Украины. Я благодарю тех клиентов, которые в свое время поддержали наш портал и группу в Facebook.
Ты популяризируешь тему электромобильности, а продают электромобили «барыги из Авториа»
Иногда ты понимаешь, что ты пишешь, популяризируя тему электромобильности, а продают электромобили «барыги из Авториа». Частникам проще, они не привезут Model S, они не представят Model 3 на выставке, они не поставят зарядную станцию, они не будут менять законы, чтобы был отменен НДС.
Охарактеризуйте ситуацию на электромобильном рынке в Украине?
— Все, кто имеют автосалоны, думают и про зарядную инфраструктуру. Мне всегда приятно знать, что у моих конкурентов пошли хорошие продажи благодаря отмене НДС. Жаль тех людей, которые надумали покупать Leaf и обратились к «Авториа» в надежде найти электромобиль за 10 000 долларов из Америки.
Когда рынок быстро развивается, появляются «Остапы Бендеры»
Я уверен, что во второй половине 2018 года украинский электромобильный рынок ждут скандалы с компаниями, которые набрали залоги в полном объеме и обанкротились, а десятки людей не могут вернуть свои 8-10 тыс. долларов. Когда рынок быстро развивается, появляются своего рода «Остапы Бендеры», которые готовы всучить доверчивым покупателям все, что угодно.
Планируете ли вы открывать свои СТО и заниматься сервисным обслуживанием электромобилей?
— У нас уже есть сервис, которому скоро будет год. По Leaf мы готовы решить любые вопросы. До начала 2017 года рынок требовал гарантий. Я помню тот момент, когда от меня требовали расписку, что я даю гарантию на батарею 3 года. Когда берут деньги за гарантию на батарею, не имея страхового фонда или понимания рисков, связанных с электромобилями, это нонсенс. Те, кто брал деньги (около 1000 долларов) за страховку или гарантию, тогда выиграли, мы же не делали этого, а пытались решить проблему по мере ее возникновения.
В Украине батарея Leaf деградирует всего лишь на 3% в год по нашим наблюдениям
Мы убедились, что с Leaf за 3 года с момента покупки ничего не случается. Могут появится проблемы с ходовой из-за плохих украинских дорог, но сильная деградация батарее не грозит, поскольку наш климат самый мягкий. В Украине батарея Leaf деградирует всего лишь на 3% в год по нашим наблюдениям. Все автомобили подвергаются тестированию в США, поэтому получить брак нам и клиенту не грозит. Мы сейчас также даем гарантию 3 года, если клиент хочет. Как неофициальный дилер Nissan мы можем отремонтировать батарею, инвертор, двигатель электромобиля.
Что касается Tesla, он стал популярным в Украине в конце 2017 — начале 2018 года, и я для себя называю 2018 — годом Tesla в Украине. Мы также к этому имеем отношение, поскольку привезли в Украину первый Tesla Model 3, которые пока еще невозможно купить на американских аукционах. Мы также видим, как невозможно купить электромобили Tesla на американских аукционах, поскольку везде побеждает Украина — Харьков, Бердичев, Жашков, Жмеринка, Одесса, Киев — все бьются за Tesla.
2018 — год Tesla в Украине
В прошлом году мы платили НДС за битую Tesla в размере 5 тысяч долларов и даже немного больше. Мы не всегда везли целые Leaf, выгодно было везти битые электромобили, поскольку они имели меньшую оценку на таможне. В этом году все хотят дешевые битые Leaf и Tesla. И если в прошлом году мы платили 5-6 тыс. долларов налога за битую Tesla, то сейчас из-за повышенного спроса по всему миру цена поднялась до 10 тыс. долларов за битый электромобиль Tesla в США.
Как вы оцениваете зарядную инфраструктуру в Украине и будете ли вы принимать участие в ее развитии?
— В прошлом году осенью мы получили грант от EBRD и сейчас вместе с компанией Luxoft пишем софт и билинг для зарядных станций, у нас уже есть первая быстрая зарядная станция. Мы также сделали вклад в развитие зарядной инфраструктуры на правом берегу Киева. Владельцы Tesla знают, что мы поставили 50 кВт быструю зарядную станцию, поэтому пользуются ею.
Мы планируем в этом году поставить еще несколько быстрых зарядных станций, хотя нам не так это легко дается, как это анонсировал ДТЭК. В этом году многие игроки рынка будут ставить свои зарядки в общественных местах, и я надеюсь, что с выгодным тарифом для владельцев электромобилей. По мере того, как от наших клиентов будут возникать запросы на зарядные станции, мы будем ставить их в тех местах, где живут наши клиенты.
На что ориентироваться людям при покупке б/у электромобиля? Как проверить электромобиль? Почему стоит обратиться к профессионалам?
— Первое, что нужно сделать, проверить продавца и транспортное средство в отчетах CARFAX, поискать фотографии электромобиля в интернете на аукционах. Если вы от продавца получили правдивую историю об автомобиле, например, о том, что она была ударена в правое крыло, был поменян бампер и капот, ищите VIN код автомобиля и видите, что удар был сделан именно туда, куда указал поставщик, но по отчетам CARFAX до ДТП у него был пробег 30 000 км, а вам говорят, что пробег у него всего 20 000 км — значит есть элемент обмана, а если есть один элемент обмана, значит могут быть и другие.
Украинский рынок б/у электромобилей построен на иллюзиях. Когда клиент хочет купить автомобиль с минимальным пробегом без повреждений по минимальной стоимости, поставщики создают эту иллюзию. К примеру, клиенту говорят, что на автомобиле ездила бабушка за продуктами по выходным, и автомобиль стоял в гараже, он готов в это поверить. Не может Nissan Leaf 2013 года быть с пробегом 10 000 миль, американцы проезжают минимум 10 000 миль за год, то есть Leaf 2013 года — это минимум 50 000 миль. У тех моделей, где пробег меньше 50 000 миль, неизвестно, сколько км отмотали по пробегу или в каком ДТП электромобиль побывал.
Украинский рынок подержанных электромобилей построен на иллюзиях
Тем, кто хочет купить пожержанный электромобиль, стоит самим себе задать вопрос, какой автомобиль вы готовы купить. Обязательно проверяйте все машины на CARFAX. В разных электромобилях при проверке важны разные вещи, например, в Tesla должна исправно работать электроника, и не появляться никаких ошибок, поскольку ошибки в системе может поправить только профессиональный и достаточно дорогой специалист. Перед покупкой электромобиля, обязательно проедьтесь на электромобиле, будь то на Leaf или Tesla.
Перед покупкой электромобиль стоит отдать в независимый сервисный центр, заплатить пару сотен или даже 1 000 грн. за диагностику, чтобы не попасть на 5-10 тыс. долларов из-за отказа какой-либо системы.
В Украине есть спецы, которые умеют «накачивать» батарею Nissan Leaf «батарейным ботексом»
Если вы берете Leaf, проверяйте батарею — она не такая «умная», как у Tesla, у нее нет активного охлаждения и подогрева, она изнашивается гораздо быстрее. В Украине есть спецы, которые умеют «накачивать» батарею, так называемым «батарейным ботексом» поднимая все бары до 100%, чтобы создать иллюзию ее исправности. Потом вы покупаете электромобиль, 2-3 недели ездите и понимаете, что батарея быстро разряжается, у вас пропало 2 бара. Вы звоните поставщику, он может вообще не отвечать или ответить грубо, сказав, что это ваши проблемы, я продавал вам электромобиль с исправной батареей.
Серьезные поставщики всегда заботяться о своей репутации
Поставщики, у которых нет своего автосалона, не несут ответственность за доставку и продажу электромобиля. Я не говорю, что мы крутые, но есть действительно серьезные игроки, а есть дилетанты. Серьезным поставщикам важно, чтобы клиенты приводили других клиентов в салон, они пекутся о своей репутации в отличии от мелких игроков, которые продают свои электромобили на «Авториа» или «Автобазаре», а потом выключают телефон и их никто больше найти не может — они ничем не рискуют, получив свои 500-1000 долларов. Гарантийное обслуживание проблемного электромобиля ложится сугубо на покупателя.
Я, конечно, не встречал плохих ситуации с Nissan Leaf, чтобы кто-то «попадал» на 10 тыс. долларов, но на 1-5 тыс. долларов покупателя кинуть могут, а вот Tesla — это проблема от 5 тысяч долларов и выше. Я встречал на рынке много бизнесменов, которые готовы купить Tesla с рук или на «Автобазаре» за 39 или 40 тыс. долларов в идеальном состоянии, думая, что им повезло. Есть законы рынка и «чуда» не бывает!
Вы привезли Tesla Model 3 под клиента или для промоушена на выставках?
— Изначально Tesla Model 3 мы брали для себя, но когда она доставлялась в Украину, мы подготовили серию материалов про приезд Model 3 в нашу страну и сразу появился клиент, который увидел это в прессе и дал серьезный задаток за нее! У нас очень хорошие договоренности с клиентом о том, что в марте мы ее протестируем, проведем тест-драйвы, для того, чтобы показать украинцам, что это за электромобиль.
Лично я горжусь тем, что мы одни из первых, кто купил такой дорогой электромобиль с историей за свои деньги, поверил в нее сейчас и не ждал лета, пока она будет доступна за 35 000 тыс. долларов в США.
Украинцы — нация инноваторов
Ведь на ней предыдущий владелец Даниэль Зорилья и редактор американского издания «The Drive» Алекс Рой поставили рекорд. Это все побудило меня к тому, чтобы украинцы также творили историю — Tesla, которая поставила рекорд в США, теперь была представлена в Украине, чтобы украинцы были нацией инноваторов, а также частью этой истории и сами создавали инновационные продукты, известные всему миру.
В будущем, когда владелец Tesla Model 3 сам немного поездит на ней, мы возможно проведем украино-европейский марафон для пиара автомобиля в Европе.
Автор: hevcars.com.ua