Электромобили VS гибриды VS плагин-гибриды. Кто кого?

Экологически чистый транспорт, вошел в нашу жизнь относительно недавно, и ориентируется в нем далеко не каждый. Нет, разумеется, многие обладают базовым пониманием отличий, однако мало кто реально различает терминологию, принцип работы и преимущества того или иного вида эко автомобилей. Описывать подробно технические характеристики каждого вида нет смысла, тем более для каждой модели они во многом индивидуальны, в данном материале мы попробуем рассмотреть отличия на потребительском, можно сказать бытовом уровне. Так, чтобы данной информацией можно было грамотно оперировать в разговорах или иметь начальное представление, если покупка экологичного автомобиля Ваш будущий приоритет.

Итак, начнём! Первое и возможно главное, с чем стоит разобраться это термин, которым помечают все автомобили, использующие в своей работе электрический привод. Он образован от английского словосочетания electric vehicle (электрический двигатель) и на кузовах автомобиля представлен заглавными буквами латиницы EV. Так что, если видите проезжающий мимо Вас автомобиль с подобной маркировкой, может быть уверены перед Вами ответственный водитель, которому не чужда забота об экологии.

Далее рассмотрим вопрос различий более подробно и для этого пойдем в порядке возрастающей экологичности, то есть от гибридных автомобилей с комбинированной работой двигателей до «чистых» электромобилей.

Схема работы и отличия экологических автомобилей:

Схема работы экологических автомобилей

Гибриды (Hybrid) — электрифицированные автомобили

Схема работы гибридного автомобиля (Hybrid)

Первыми эко автомобилями ставшими в серийное производство были гибриды. Данный тип транспорта нельзя назвать прародителем электрических автомобилей (прототипы существовали и ранее гибридов), но с уверенностью можно окрестить первопроходцем эко сегмента.

На электрической зарядке такие автомобили способны проехать очень ограниченное расстояние, в современных реалиях практически ничтожное. В отличии от плагин-гибридов, аккумуляторы гибридных авто даже не подключаются в розетку, заряжаясь исключительно от вырабатываемой двигателями внутреннего сгорания энергией, запас электрического хода очень невелик. Поэтому нотка экологичности в автомобилях такого рода звучит лишь отчасти, выражаясь в уменьшенном расходе топлива, благодаря тому, что часть крутящего момента ложится на плечи электродвигателя работающего в тандеме с ДВС.

Если объяснять совсем просто, то гибриды оснащены дополнительным электродвигателем, который помогает в работе основному ДВС, питаясь от аккумулятора, который подзаряжается от энергии производимой тем же основным двигателем внутреннего сгорания. Довольно сложная система, к тому же очень затратная в обслуживании.
Тем не менее, практически все видные игроки на рынке автомобилей имеют в своем арсенале несколько моделей гибридных автомобилей, кузовная серия которых сегодня ограничивается не только хетчбэками и седанами, но и внедорожниками. Особенно преуспели в этом японские автомобильные бренды Toyota со своим легендарным Prius и люксовое подразделение Lexus, с целой серией гибридов включая кроссоверы и седаны бизнес-класса.

Плагин-гибридные автомобили PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle) — первые экокары работающие от сети

Схема работы плагин-гибридного автомобиля (Plug-in Hybrid)
Следующие в нашем списке — плагин-гибридные автомобили, часто сравниваемые со своими предшественниками гибридами, но в тоже время кардинально от них отличающиеся.

Во-первых, автомобили PHEV оснащаются более мощными (большими) аккумуляторами и как результат могут проехать на электрической тяге гораздо большее расстояние.
Во-вторых, плагин-гибридные автомобили можно заряжать от сети.
В зависимости от модели плагин-гибриды способны проехать на электричестве от 10 до 35 км, при этом скорость использования электротяги ограничена, поскольку при ее увеличении до определенных значений или резком старте обязательно подключается ДВС.

Подобные автомобили настоящая находка для мегаполисов, для которых пробки или «тягучий» трафик со скоростью до 30 км/ч норма жизни. В таких условиях плагин-гибриды, проявляют себя истинно экологичными автомобилями, экономя топливо и сокращая выброс вредных веществ.

REEV — «гибридный» электромобиль

REEV — электромобили с увеличенным запасом хода. Хотя рассматриваются, как подтип гибридных агрегатов, отличие таких автомобилей уместнее искать, уже в сравнении с экологически чистыми электрокарами. Дело том, что REEV — полноценные электромобили, способные ехать исключительно на электрической тяге, до момента истощения аккумуляторных батарей. После этого в действие вступает двигатель внутреннего сгорания, однако его усилия направлены не на вращение колес, а на выработку энергии для питания аккумуляторов электродвигателя. В некотором смысле гибрид наоборот.

Если искать отличия от автомобилей исключительно с электрическими двигателями, то главное состоит в том, что поездки на короткие дистанции по привычным маршрутам можно совершать, используя только электродвигатель, но если возникает внезапная необходимость в дальней поездке, не нужно переживать из-за ограниченности хода авто, а также поиска маршрута с возможностью электрической дозаправки.

Еще одно важное отличие и даже в некотором смысле минус REEV-автомобилей состоит в техобслуживании. Если объяснить коротко, то два двигателя — два сервиса. Если конкретней, то, как и любой ДВС, двигатель электромобиля с увеличенным запасом хода требует такого же обслуживания: замена масла, расходников и т.д. Соответственно электродвигателю также нужен свой техосмотр. Данная особенность автомобилей REEV влечет дополнительные расходы и отнимает немногим больше времени. Дополнительной проблемой (для Украины) может стать ограниченное число сервисных центров и СТО пригодных для диагностики и обслуживания подобных автомобилей.

BEV электромобили — ничего лишнего только чистая энергия

Схема работы элекромобиля ( BEV)
Несомненно, вершиной в цепочке экологически чистого транспорта, считаются полноценные электромобили, которые приводятся в действие исключительно электромотором с питанием от аккумуляторных батарей. Отсутствие двигателя внутреннего сгорания определяет их главное отличие от всех вышеописанных автомобилей. Электромобили просты в обслуживании, не имеют «лишних» деталей, требующих смазки маслом, замены и ремонта. В самом примитивном понимании, принцип работы электромобиля знает и видел каждый, кто хоть раз обращал внимание или приобретал детские автомобили с аккумуляторной батареей.

Дополнительным отличием электромобилей выступает их высокая мобильность, возможность быстро набирать необходимую скорость (так называемый крутящий момент), отсутствие необходимости заправки автомобиля традиционным топливом.
В тоже время многие современные «чистые» электромобили, за редким исключением, обладают ограниченным запасом хода, а также довольно узким модельным и кузовным рядом, в котором нет габаритных внедорожников, а только городские автомобили, такие как Nissan Leaf. Хотя, скорее всего это перестанет быть проблемой уже в ближайшие несколько лет.

Несомненно, главным преимуществом и отличием электромобилей, является способность заправки от возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечных батарей.

В конце статьи, для качественного сравнения приводим таблицу большинства известных на сегодня серийных автомобилей в экологичном сегменте, а также сравнительную таблицу с кратким изложением принципа работы и ключевыми характеристиками. Это поможет наглядно продемонстрировать их главные отличия, включая технические параметры: тип привода, скорость, запас хода и расход топлива.

Сравнительная таблица принципа работы экотранспорта

Электромобили Гибриды Плагин-гибриды
Описание работы
Движение полностью обеспечивает электрический мотор, работающий от заряда аккумуляторных батарей. Приводятся в движение совместной работой электрического и бензинового мотора. Ведущим двигателем является бензиновый ДВС, который также служит единственным источником питания аккумуляторов электромотора. Движение обеспечивает электродвигатель и бензиновый ДВС. Основную работу выполняет электромотор, бензиновый двигатель используется для подзарядки аккумуляторов.
Сравнение
  • полное отсутствие выброса вредных веществ;
  • Запас хода 170-350 км/ч;
  • возможность зарядки от бытовых сетей, а также альтернативных источников энергии.
  • небольшой расход топлива;
  • возможность езды только в рабочем тандеме с ДВС;
  • отсутствие возможности независимой зарядки батарей.
  • увеличенный запас хода на электрической тяге;
  • использование больших акумуляторов;
  • использование ДВС только в качестве дополнительного двигателя;
  • возможность независимой зарядки аккумуляторных батарей.

Таблица популярных моделей экомобилей в Украине в зависимости от принципа работы

Автор: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌