1 ноября 2018 года в выставочном центре «АККО Интернешнл» состоялся второй украинский EV Forum «Электротранспорт и зарядная инфраструктура: трансформация современного бизнеса».
В рамках мероприятия встретились представители властных структур, бизнес-организаций связанных с развитием электромобильной отрасли в Украине, а также представители СМИ компетентные в данных вопросах.
Какие вопросы были затронуты в рамках EV Форума?
Вступительное слово на форме получил Сафаров Фарид Камил Оглы, руководитель экспертной группы по вопросам цифровой инфраструктуры на транспорте Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи.
Основной посыл его доклада «Развитие рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры» заключался в том, что Министерство инфраструктуры Украины в его нынешней каденции, заинтересовано, чтобы 75% автопарка Украины к 2030 году составляли именно электромобили.
По его словам, это возможно слишком высокая планка, даже в сравнении с аналитикой Bloomberg, который прогнозирует только 54% для общемирового рынка, но в министерстве уверены, что Украина может стать примером на этом рынке, учитывая темпы роста, как числа электромобилей, так и зарядной инфраструктуры.
О «вызовах в политике развития рынка электромобилей», рассказал народный депутат Украины, глава подкомитета Верховной Рады по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Алексей Рябчин.
Он отметил, что в Верховной Раде довольно много проектов посвященных развитию электромобильного рынка, но им не дают хода, что крайне негативно сказывается на отрасли, так как люди вовлеченные в нее попросту не знают, каких изменений ожидать от власти в этом направлении. Депутат отметил, что украинская власть рассматривает три главных задачи, которые идут в контексте с общемировыми тенденциями, для развития отрасли:
- больше электромобилей;
- Запуск собственного производства (сборки) электромобилей;
- Что делать с ДВС?
Каждый из этих пунктов по мнению представителя парламента важен, чтобы Украина стала успешной, но они также тянут за собой проблемы решения смежных вопросов: зарядной инфраструктуры и хороших дорог.
Парламентарий даже призвал, по примеру водителей «евроблях» выезжать на электрокарах под Верховную Раду с призывами разработать четкие законы регламентирующие электромобильный рынок в Украине.
«Перспективы развития электротранспорта в Киеве» представил Сергей Симонов, директор департамента транспортной инфраструктуры КМДА.
Озвучивая свой доклад, представитель КМДА акцентировал внимание наверно на самом главном — бесплатные парковки для электромобилей с зарядными пунктами. По его слова, Киев был в числе первых европейских столиц, который стремился к внедрению такой инициативы, но на данный момент это невозможно, поскольку есть законодательные трудности, в особенности, что касается размещения зарядных станций.
Бюрократия и недоработанная законодательная база, на данный момент главная причина, почему у Киева до сих пор нет реальной концепции развития электромобильности. Тем не менее, перспективы у электротранспорта в Киеве однозначно есть и большие, ведь бизнес более чем заинтересован в развитии данного направления.
Антон Пуртов, продукт-менеджер раздела E-Mobility, PHOENIX CONTACT выступил с докладом «Как сделать электромобиль пригодным к ежедневному использованию». Основные «месседжи» его выступления:
- повседневное использование электромобилей зависит от возможности быстро и безопасно зарядить электрокар;
- вопрос зарядки во многом зависит от производителя, который должен предоставить возможность заряжать электрокар в соответствии наиболее распространенного зарядного стандарта в регионе;
- производителям следует увеличивать мощность и скорость зарядки, но без кардинальных изменений в разъемах электрокаров под которые уже адаптировано много зарядных станций.
Как пример решения вопроса увеличения скорости зарядки и расширения возможностей использования электромобилей, докладчик представил разработку компании PHOENIX CONTACT, высокоскоростные зарядки мощностью 500 кВт.
Исполнительный директор компании ТОКА, Вадим Войтович представил возможно самый злободневный и актуальный доклад «Зарядная инфраструктура в условиях ограниченной входной мощности». Докладчик отметил, что количество электромобилей в Украине неуклонно растет и это безусловный плюс, но в то же время нужно отдавать себе отчет, что 60% электросетей в стране проложено 30 лет назад и представляют собой старые коммуникации.
На данный момент большая часть владельцев электрокаров это жители частного сектора, которые самостоятельно решают проблему улучшения и увеличения мощности сети. Если же говорить о многоквартирных домах, то наибольший потенциал иметь хорошую зарядку для электромобилей имеют новострои, для которых электрические коммуникации создаются по новым стандартам плюс постройка новых домов тянет за собой ремонт или замену старых электросетей.
Для решения проблемы зарядной инфраструктуры в многоквартирных домах Вадим Войтович предложил 3 варианта:
- Установка дискретных зарядных станций на парковке до момента, пока не будет зафиксирована необходимая мощность для конкретного потребителя. Минус в том, что другой водитель не сможет пользоваться зарядкой, так как для него не зарезервирована дополнительная мощность.
- Взять фиксированную мощность (пример 100 кВт) и распределять ее между теми электромобилями, которые подключаются к зарядному пункту.
- Точно определять какое количество энергии в определенный момент потребляется жилым домом и пускать остаток мощности на паркинг.
Александр Амелькин, генеральный директор Octa Energy представил технологическое решение, при помощи которого сеть зарядных станций ТОКА будет решать озвученные задачи, а именно энергосистему для целого здания, возможности которой учитывают и зарядку электромобилей.
Следующим выступал генеральный директор компании «АвтоЭнтерпрайз» Дмитрий Никонов, познакомивший участников форума с передовыми технологиями фирмы: зарядным комплексом нового образца и уникальной системой идентификации авто.
Оксана Исаева, коммерческий директор Elecar Group, представила на форуме продукцию компании — зарядные станции TwinBox с разным способом установки. Особый акцент был сделан на новинке — зарядной станции MiniBox 7, которая может использоваться, как портативная зарядка и как стационарный пункт для установки дома.
Также директор Elecar Group показала пример уже работающего бизнеса «Экотакси», реализованного на базе автопарка полностью состоящего из электрокаров.
Чрезвычайно интересным вышло выступление главы правления общественной организации «Ассоциация участников рынка электромобилей в Украине» Арсения Абдураимова, посвященное «Экономической обоснованности перевода общественного транспорта на электроавтобусы».
Главные проблемы затронутые в докладе касались:
- мирового опыта использования электробусов;
- возможности перехода общественного транспорта на электроавтобусы при существующей инфраструктуре;
- эксплуатационных расходов и обслуживания электробусов (в сравнении с существующим дизельным автопарком);
- перспективы крупноузловой сборки электрических автобусов в Украине.
Докладчик отметил, что мировым лидером по использованию электрических автобусов является Китай, где сконцентрировано 99% всех электробусов в мире. Другие мировые страны только начинают переход на этот вид транспорта.
По поводу Украины, Арсений Абдураимов отметил, что начало эксплуатации электрических автобусов в стране не требует дополнительной инфраструктуры, достаточно оборудовать зарядной станцией одно из существующих депо общественного транспорта, предпочтительно троллейбусного, куда уже подведены коммуникации соответствующей мощности.
Выгода от использования электрических автобусов очевидна, экономия при замене троллейбуса и автобуса на такой же вместительности электробус, составляет 1 млн 250 тыс и 1 млн. 600 тыс грн в год соответственно. Проведенные тестовые испытания в городе Виннице, показали абсолютную реальность заявленных данных.
Следующее выступление было посвящено новинкам оборудования для электромобильной отрасли от компании Schneider Electric, которые представил Дмитрий Головин, старший эксперт компании по направлению «Зарядные станции».
Его выступление коснулось изменений в международных стандартах EV и продемонстрировало зарядные новинки для электромобилей, станции Wallbox Plus и Wallbox DC 24 kW, а также систему управления мощности заряда Schneider.
Александр Кравцов, президент группы компаний НПО «Центр инновационных технологий», посвятил свое выступление «Развитию инфраструктуры зарядных комплексов в Украине. Самодостаточным городам». Докладчик обозначил, что его компания ставит целью увеличение энергетического баланса страны. Суть предлагаемых решений, заключается в создании энергетических кооперативов, а электромобили для данной системы представляют важное звено, наличием емких аккумуляторных батарей.
Фотографии II EV Форума:
«Электромобили и развитие диждитализации автоотрасли: разработки, экспертиза и сервисное обслуживании от Bosch», с таким докладом выступал маркетинг-координатор департамента автозапчастей и диагностического обслуживания компании Роберт Бош Лтд., Татьяна Закревская.
Ее выступление и презентация коснулись того, что немецкий концерн предлагает в вопросах развития электромобильной отрасли в Украине. Наиболее важные моменты:
- регулярное участие компании в тендерах на обслуживание электрокаров;
- компания обладает передовым диагностическим оборудованием, предоставляющее возможности для мониторинга и настройки электромобилей;
- Bosch занимается обучением персонала по ремонту электрокаров;
- у компании есть собственная линия поддержки позволяющая специалистам БОШ Автосервис получать актуальную информацию по ремонту;
- уже сейчас компания серьезно занимается ремонтом электромобилей.
Представитель АВТ Бавария и специалист по электромобилям BMW Александр Бутенко выступил с докладом «Электромобили BMW — будущее уже сейчас». Акцент его выступления был сделан на том, что BMW довольно давно и успешно работает в данной отрасли, не ограничиваясь только выпуском электромобилей, а создавая всю цепочку производства в рамках экологичного проекта.
Было отмечено, что предприятие на котором выпускают электромобили BMW i работает абсолютно автономно от ветряных электростанций, в производстве не используется ни капли топлива, более того на заводе нет ни одного кондиционера, поскольку вся температура поддерживается тепловыми насосами в земле. При этом в производстве самих электрокаров используют материалы из повторно переработанного сырья. Таким образом BMW, не просто производит электромобили, а делает это максимально эффективно с точки зрения экологии.
Немало внимание уделили вопросам технологий в электромобилях BMW, а также вопросу снятия с производства BMW i3 Rex, которое прекращено из-за того, что запас хода новой АКБ для серии i3 покрывает пробег доступный Rex.
От компании Renault Украина, которая, как и BMW является одной из немногих, которая официально завозит в Украину электромобили собственного производства, с докладом выступил руководитель направления электромобилей Renault Александр Митник.
Он представил концепцию развития электромобильности от Renault, под названием Easy Electric Drive, суть которой заключается в том, что компания ищет пути, как сделать зарядку электрокара доступнее и эффективнее. Для этого предлагаются такие решения как Z.E. Smart Charge (экономия электроэнергии, поиск зарядных станций и доступность разных зарядных сетей) и создание стационарных систем сохранения энергии с использованием аккумуляторов электромобилей Renault.
С презентацией по теме «Мировые тенденции рынка лития и его перспективы в Украине» выступили аналитики фирмы Magonova&Partners Иван Тараненко и Александр Резниченко.
Их доклад коснулся мирового использования и добычи лития. Было указано, что спрос на ключевой компонент аккумуляторных батарей электрокаров будет только расти. Украина согласно докладу является ключевой страной литиевого рынка, поскольку обладает тремя большими месторождениями (Шевченковское, Станкуватское, Полоховское) на 500 млн тонн оксида лития, которые суммарно делают Украину третьей страной в Европе по разведанным запасам лития.
Позитивные стороны литиевого богатства Украины в том, что страна находится близко к европейским производителям и может привлекать иностранные инвестиции. Минусы: месторождения засекречены, выдача лицензий происходит не заинтересованным в добыче лицам, месторождения находятся непосредственно в зоне сельскохозяйственных угодий.
Финальное выступление было посвящено «Мировым тенденциям электромобильности и зарядной инфраструктуры для коммерческого использования». По данной теме, CEO HEvCars Владимир Рева представил мировой обзор существующих примеров того, как электрические автомобили используют с коммерческой целью, а также перспективные направления электрификации автомобилей для бизнеса.
Форум завершился панельной дискуссией на тему «Перспективы развития коммерческого и общественного электротранспорта и зарядной инфраструктуры Украины».
Отдельная благодарность модератору форума Вадиму Медведеву (на фото выше), который второй год подряд в роли ведущего проводит интересный и информативный ивент, посвященный важным вопросам будущего Украины и мира.
Подготовил: hevcars.com.ua