Интервью с экономическим экспертом Максимом Праздниковым о развитии электромобильной отрасли Украины

Портал про экологически чистые виды транспорта HEvCars взял интервью у эксперта по экономическим вопросам Максима Праздникова касательно сложившейся ситуации на рынке электромобилей Украины и перспектив его дальнейшего развития. Мы узнали мнение специалиста по основным интересующим владельцев электрокаров вопросам, а также попросили выразить свою точку зрения на текущую ситуацию в отрасли во всем мире.

Максим Праздников в электромобиле Chevrolet Bolt

Максим Праздников в электромобиле Chevrolet Bolt

Максим, есть ли на ваш взгляд серьезные противники приходу электрокаров на рынок Украины?

— Как мне кажется, нефтяное лобби без сомнений оказывало какое-то противодействие развитию электромобильной отрасли и препятствовало внедрению отдельных технологий, но до определенного времени, пока электромобили из экзотики не начали превращаться в мейнстрим. Сейчас мы видим четкую тенденцию, что именно электромобили — будущее мирового автопрома, поскольку все ведущие производители в той или иной мере занимаются производством электромобилей, а рынок растет такими темпами, что некоторые компании просто не поспевают за спросом. Кроме того, в ведущих мировых странах и вовсе планируют отказаться от некоторых топливных автомобилей в ближайшие 10-15 лет, а это по сути признание того, что электромобили будут играть ключевую роль в дальнейшем.

Максим Праздников

Максим Праздников

Лоббируют ли топливные компании отмену постановления правительства по нулевым пошлинам и НДС на электрокары в Украине?

— На мой взгляд, все нефтяные компании в Украине, да и в целом в мире уже осознали неотвратимость происходящего и скорее пытаются не препятствовать, а, максимум, затягивать процесс развития. Не могу с уверенностью утверждать, что кто-либо из них «вставляет палки в колеса» происходящим изменениям. Разумеется, есть те, кто зависим от нефти и топлива, а это подчас целые страны, но опять же, думаю они смирились с тем, что доходы от ископаемых энергоносителей в ближайшее время начнут падать и поэтому вкладывают деньги от их добычи в другие отрасли.

Как скажется в далеко идущей перспективе стремительный рост зарядных станций на сетях крупных украинских АЗС? Будут ли они заниматься реорганизацией инфраструктуры, как например это делает компания Shell, которая начинает ориентироваться на розничную торговлю, а кроме этого приобрела целого производителя зарядных станций для их установки на своих АЗС?

— Да, разумеется, все к этому и идет. Если обратить внимание, все современные АЗС строятся в формате мини-комплексов с зонами отдыха, кафе и ресторанами. Еще 7-8 лет назад, некоторые владельцы крупных украинских сетей поняли, что высокий спрос на нефтепродукты не вечен и стали организовывать АЗС, как комплексы по предоставлению разных услуг, на которых зарабатывать деньги можно не только заправкой и зарядкой автомобилей, но и предоставляя сопутствующий сервис.

Максим Праздников во время тестирования Chevrolet Bolt

Интервью с Максимом Праздниковым во время тестирования Chevrolet Bolt

Дадут ли разрешение продавать электроэнергию не профильным компания?

— В Украине тема продажи энергоносителей очень монополизирована. Присутствует очень ограниченное количество людей контролирующих предприятия связанные с генерацией, распределением и конечной продажей электроэнергии. Для того, чтобы изменить существующий порядок вещей нужно политическая воля со стороны руководства государства, которое законодательно сможет демонополизировать рынок.

Возможны ли субсидии для покупки электромобилей в Украине? Что нужно для этого?

— Скорее всего, в наших реалиях такие вещи возможны только в отдаленном будущем. В особенности это касается госдотаций, поскольку в бюджете Украины есть более важные и первоочередные вещи, на которые необходимо тратить деньги.

Максим Праздников во время тест-драйва Chevrolet Bolt

Максим Праздников во время тест-драйва Chevrolet Bolt

Какой по вашему мнению должна быть стратегия правительства по развитию рынка электромобилей и инфраструктуры для них?

— Откровенно говоря в каких-то действиях со стороны правительства в этом направлении я сомневаюсь. Скорее то, о чем вы спрашиваете, будет развивать частный сектор и энтузиасты, которые возможно объединяться в различные клубы, станут договариваться с автозаправочными комплексами и привлекать инвесторов.

Ваши прогнозы развития отрасли в Украине и в мировом масштабе?

— Перспективы несомненно есть, однако общее количество электромобилей в стране в общем соотношении крайне мало, чтобы говорить о каком-либо серьезном влиянии. Через лет 5-10 ситуация несомненно изменится, но уже в контексте глобальных изменений. Как мы видим, развитие таких технологий, как автопилот очень скоро существенно скажется на мировой экономике. Изменится занятость людей в сфере автотранспорта и сопутствующих отраслях, форматы автострахования, и многое другое. Есть очень интересная статистика прогнозов в этой отрасли, которая с одной стороны показывает огромное количество преимуществ развития: позитивное влияние на экологию, снижение числа ДТП, смертей и т.д, а с другой не меньшее количество негативных моментов: массовые увольнения причем не только в производстве автомобилей, но и среди водителей, врачей, которые останутся без работы из-за снижения травмирования людей, снижение потребления медпрепаратов и многое другое. То есть все взаимосвязано и настолько глобализированно, что оценить масштабы развития довольно сложно, поскольку рост в одной отрасли может крайне негативно сказываться на другой.

Максим Праздников & Chevy Bolt

Максим Праздников & Chevy Bolt

Что на ваш взгляд является наиболее эффективным для популяризации электромобилей в Украине?

— К сожалению, без экономических рычагов влияния популяризировать электромобили в Украине крайне сложно. Никто, ни один общественный лидер или популярный человек не сможет убедить массово переходить на электрокары, если это не станет действительно выгодно с материальной точки зрения. Массовость будет зависеть только от роста благосостояния населения или от удешевления самих электромобилей. Показательный пример пресловутые «евробляхи». Неужели вы думаете, что люди массово покупают старые автомобили, потому что хотят на них ездить? Нет, это показатель благосостояния, по которому можно определить покупательскую способность сотен тысяч граждан, чей предел пока состоит в паре тысяч долларов на подержанное авто. Какая может быть речь о массовости дорогих электромобилей?

Тем не менее, не стоит отчаиваться поскольку электромобили это ново, это модно и как любой другой продукт они пройдут свои этапы от эксклюзивного товара до массового. Кроме того, Украина как бы не была зашорена клептократией не сможет быть изолирована от глобальных мировых процессов.

Основываясь на мнении специалиста в редакции пришли к собственным выводам

Оценивать развитие электромобильного рынка в Украине с точки зрения глобальных тенденций правильно и необходимо, но сетовать на не массовость и невозможность популяризации электромобилей только из-за низкого благосостояния украинских граждан можно лишь отчасти.

По мнению редакции, покупать более дорогие электромобили в Украине люди начнут при лучшем развитии инфраструктуры и отдадим должное, серьезные шаги в этом плане уже делают многие компании страны работающие в данной сфере, например ДТЭК, который недавно открыл первую сеть настоящих суперчарджеров. В тоже время дешевые электромобили в противовес тем же «евробляхам» люди будут покупать, ища способ снизить затраты на обслуживание транспортных средств.

Что касается противников прихода электрокаров в Украину, здесь можно и нужно говорить не только про нефтяное лобби. На наш взгляд, традиционный автомобильный бизнес, также тормозит продажи электромобилей, поскольку это создает ему конфликт интересов на уже устоявшемся рынке. Причины элементарны: на ремонте топливных двигателей можно много заработать, а электромобили такой возможности не предоставят.

Кроме того проблема низкой массовости на наш взгляд, кроется как раз в недостаточной популяризации электромобилей. Довольно часто люди, выбирающие и имеющие возможность купить электромобиль в Украине за $ 30-45 тыс., порой про такие даже не подозревают и по привычке, или под указку дилеров традиционно покупают ДВС. Это к слову проблема не только Украины, халатное или скорей пренебрежительное отношение к электрокарам демонстрируют автодилеры и в Европе.

Также нельзя недооценивать роль государственных институтов, как основных и по сути главных в сфере привлечения инвесторов. Общественности известно как минимум три примера активного участия представителей государственной власти в вопросе развития электромобильной отрасли.
Первый касается принятия Кабмином стратегии развития транспортной отрасли «Drive in Ukraine 2030» в которой прописана постройка двух электромобильных заводов в Украине, второй — это недавняя встреча министра инфраструктуры Украины с представителями китайской компании BYD на которой обсуждался вопрос создания в Украине завода по производству аккумуляторных батарей. Ну и третий, самый важный на наш взгляд пример, это правительственное постановление об отмене пошлин и НДС на импорт электромобилей в Украину, которое вступило в силу с 1 января 2018. Его действие рассчитано на год, но все ожидают дальнейшего продления данной инициативы.

Кроме этого, мы считаем что персональное влияние авторитетных членов общества, прежде всего известных медиа-персон, все-таки будет играть важную роль в популяризации электромобилей. На своем примере они будут создавать новый тренд, как это происходило в той же Америке. Учитывая ментальность украинцев, именно личный пример даст нужный толчок для подражания и масштабирования спроса.

В заключении небольшое видео впечатлений Максима во время тест-драйва Chevrolet Bolt:

Подготовил: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌