31 октября, 2017 года в конгресс-холле «Космополит» состоялся первый украинский EV Forum «Электротранспорт и зарядная инфраструктура: трансформация современного бизнеса», организованный основателем международной выставки электротранспорта и гибридов Plug-In Ukraine, компанией «Евроиндекс».
1-дневное мероприятие стало местом встречи представителей госучреждений Украины, работающих в сфере инфраструктуры и транспорта, руководителей крупных энергетических компаний, владельцев автомобильного бизнеса, поставщиков электромобилей, зарядных устройств и услуг по развитию инфраструктуры и обслуживанию электрических видов транспорта.
На мероприятии говорили про законодательную базу Украины в контексте электрических видов транспорта, энергоэффективности и климата, рынка электромобилей в Украине, зарядную инфраструктуру, перспективы развития электромобильности в Украине и в мире в целом.
EV Forum «Электротранспорт и зарядная инфраструктура: трансформация современного бизнеса» получил официальную поддержку Министерства Инфраструктуры Украины в лице Министра инфраструктуры Украины, Владимира Омеляна, который готов содействовать развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей и переходу на экономически целесообразные модели ведения бизнеса в Украине.
Кратко о том, что презентовали во время EV Forum 2017:
Подробно рассказал о законодательной базе Дмитрий Марченко, Исполнительный директор «Украинской ассоциации Римского клуба», обратив внимание слушателей на принятый Проект Закона № 1674 о внесении изменений в Закон Украины «О таможенном тарифе Украины» относительно отмены ввозной пошлины 10% на электромобили от 28.12.2014.
Он рассказал о Проекте Закона № 7156 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно удешевления и повышения доступности индивидуального электротранспорта для населения Украины, который освобождает на 5 лет от НДС и акциза импорт электромобилей, услуги электротакси (как например, Окси такси) и аренду электромобилей, предполагает налоговую скидку (+кредит) на покупку электромобилей и бесплатную парковку, освобождает от НДС импорт зарядных устройств и от пенсионного сбора.
Также Закон Украины № 7156 временно освобождает от НДС, пошлин и корпоративного налога производителей электромобилей, аккумуляторов и зарядных устройств.
Г-н Марченко упомянул не принятый Парламентом Закон Украина № 1912 по поводу особенностей налогообложения импорта электромобиле, который предполагал отмену НДС/акциза на импорт электромобилей в течении 5 лет, и Законы, находящиеся на повестке дня: № 2132, № 4033а, № 5494, № 5494-1, № 7156-1, № 7156-2. Также он обратил внимание на промпакет реформ РПЛ, включающих доступную инфраструктуру и финансирование, налоговые стимуляций для новых производителей, поддержку при государственных закупках и помощь в регулировании экспорта.
О стратегии развития Киева, которая включает в себя электрический транспорт, рассказал Депутат Киевского городского совета, Сергей Гусовский. Он представил заграничный опыт разработки стратегий по развитию электротранспорта на примере Парижа и Оксфорда, которые к 2030 году практически откажутся от автомобилей с ДВС и запретят их передвижение на центральных улица городов.
Г-н Гусовский отметил, в стратегии развития Киева за 2011 год (первая редакция) речь не шла об электротранспорте вообще, но, с учетом заграничного опыта, власти Киева пересмотрели стратегию и внесли правки 06.07.2017, предполагающие увеличение доли электротранспорта в структуре пассажирских перевозок, популяризацию частного электротранспорта и необходимой инфраструктуры.
Сергей Гусовский отметил, что транспортная ситуация в Киеве плачевная с точки зрения экологии, поскольку количество частных и коммунальных бензиновых/дизельных маршруток и автобусов в Киеве составляет 1659300 единиц или 60% от всего общественного транспорта, тогда как электрические виды транспорта такие, как метро, троллейбусы и трамваи, составляют всего 40% или 1216000 единиц. Согласно новой стратегии, закупка общественного электротранспорта в Украине должна увеличиться на 30% к 2020 году и на 100% к 2025 году.
Также, для популяризации и поддержки частного электротранспорта предполагается бесплатная парковка для электромобилей и льготные условия для аренды земли под установку зарядных сетей.
Главный спонсор EV Forum 2017 Phoenix Contact в лице продукт-менеджер раздела E-Mobility Phoenix Contact, Антона Пуртова, рассказал участникам мероприятия историю развития компании, представил стандарты производства зарядных систем и устройств, новые технологии и современные разработки в контексте развития инфраструктуры для электрических видов транспорта, партнерские проекты в Китае, Германии и Украине.
Г-н Пуртов во время своего выступления сделал акцент на высоком контроле качества изготовляемых компанией зарядных устройств, которые они специально подвергают испытаниям на устойчивость к воздействию коррозии и ржавчины, климатическим испытаниям (обледенение, солнечная радиация), испытаниям на извлечение, изгиб и растяжение, испытаниям на различные вибрации, химическое воздействие, влиянию кремов и даже газированных напитков. Также, он рассказал о высоком контроле качества на производстве, причинах проведения тестов и важности испытаний для зарядных устройств.
Антон Пуртов презентовал новый тип зарядного устройства CSS HPC с максимальным током 500 А и возможностью замены лицевой панели, который может зарядить автомобиль за 15 минут.
Актуальную тему подняла Александра Горбенко, руководитель Logistics Management Center, озвучившая прогнозы развития сегмента логистики в Украине, игроков рынка доставки «последней мили», популярные способы доставки и потенциал электротранспорта в качестве коммерческого парка логистики. Она выделила основные сценарии, в которых электромобильность может улучшить логистические процессы для удовлетворения клиентов, которые предполагают оптимизацию маршрута, своевременную доставку и обеспечение безопасной доставки.
Также, Александра отметила, что 25% товаров и 50% легких грузов могут быть доставлены с помощью электровелосипеда. Она уточнила, что нет точных расчетов на выгоду электрического транспорта, и что сам рынок и конечный потребитель не готовы платить за быструю доставку. Большинство интернет-магазинов в Украине не имеет собственных курьерских служб, поэтому прибегают к услугам экспресс-доставки.
В контексте выступления Александры был упомянут недавно установленный мировой рекорд на Киевском велотреке по дальности пробега на одном заряде украинским электробайком Delfast, проехавшим 367 км на одном заряде за 16,5 часов.
Назар Шимоне-Давида, сооснователь Tesla Club Ukraine и Go To-U, рассказал о развитии зарядной инфраструктуры и новых способах получения лояльного клиента. В своей презентации он выделил основные тренды развития электромобильности, которые включают увеличение запаса хода и емкости батарей, улучшение производительности электродвигателей, снижение стоимости и увеличение модельного ряда электромобилей. Согласно статистике, 90% владельцев электромобилей заряжают автомобили дома. Также, Назар привел пример Норвегии, в которой 1 зарядка = 20 электромобилям.
Как отметил Назар, на сегодня в Go To-U (Украина) — около 100 зарядок 22 кВт. За последние 2 года 1 зарядная станция Go To-U зарядила бесплатно 630 электромобилей Nissan Leaf.
Также он уверен, что украинская электросеть готова к наплыву электрокаров несмотря на неутешительные прогнозы. Назар сделал упор на том, что зарядка на зарядных станциях по карточкам — это устаревшая технология, сейчас актуально использовать приложение, с помощью которого можно зарезервировать время для зарядки автомобиля, избегая очередей на зарядных станциях.
Сооснователь Tesla Club Ukraine и Go To-U упомянул популярные типы соединения зарядных устройств: Combo, CHAdeMO, Type 2, которые сейчас используются, и высказал мнение, что необходимо объединить их в один универсальный тип, для того, чтобы облегчить и сделать более доступным процесс зарядки для пользователей в будущем.
На одном из крупнейших конкурсов «зеленых» стартапов Climate Launchpad, где участвовало 105 команд из 35 стран, Go To-U вошел в десятку лучших.
О том, как заработать на электромобилях в будущем, посетителям форума поведал Андрей Длигач, генеральный директор группы компаний Advanter Group. Он отметил, что энергия из возобновляемых источников энергии (солнца и ветра) гораздо дешевле энергии из ископаемых ресурсов (атомной и угольной энергетики), что взяли во внимание многие страны мира. В Украине удешевление электроэнергии произойдет не сразу. Для более широкого развития электромобильности в Украине необходимо обратить внимание на энергетическую сферу, дорожную и зарядную инфраструктуру, техническое обслуживание электрических видов транспорта, создав новые стандарты и требования к ним.
Г-н Дергач сделал акцент на том, что уже в скором времени в целях экономии энергоресурсов автомобили с ДВС во всем мире постепенно заменят электромобилями, которые будут иметь не одного частного владельца, а несколько пользователей в целях сокращения количества автомобилей на дорогах с перегруженным трафиком. К 2035 году 30% всех транспортных средств будет иметь индивидуальных владельцев, но доля их использования сократится до 5%, и что компании Pre-TaaS инвестируют миллиарды долларов в развитие технологий.
Рассказал о роли ООО «Шнейдер Электрик Украина» в формировании качественной зарядной инфраструктуры Украины специалист по электрозарядным станциям, Александр Чернявский, отметив, что электрозарядная инфраструктура — это комплекс решений, включающих зарядные станции, аппараты защиты (автоматический выключатель, дифференциальная защита, ограничение нагрузки, разъединитель минимального напряжения, защита от импульсных перенапряжений), программное обеспечение и сервис.
Александр Чернявский в контексте специализации «Шнейдер Электрик Украина» обратил внимание участников на режимы и время заряда электромобилей, а также стандарты зарядных станций и устройств, которые используются на украинском и мировом рынках.
Как отметил Александр, для «Шнейдер Электрик Украина» самое главное — безопасность людей на производстве и потребителей, поэтому компания создала комплексное решение в виде оборудования, ПО и сервиса — Evlink. Комплексное решение Evlink позволяет построить дифференциальную архитектуру зарядных станций с возможностью ограничения мощности заряда во время пиковых нагрузок в сети. Для проверки работы зарядных станции у компании разработан собственный симулятор электромобиля.
О цифровом производстве, автоматизации промышленности, непрерывных процессах и приводах рассказал Глеб Хропачев, начальник отдела в компании «Сименс Украина». В своем выступлении Глеб упомянул основные продукты компании, а именно системы управления, питания, зарядки и электропривода для всех видов электротранспорта, а также грузовиков, тягачей, паромов, рассказал о стандартах зарядных систем AC и DC.
Г-н Хропачев привел примеры использования продуктов компании «Сименс» в инфраструктуре электротранспорта: двигатели и комплектующие для системы электротранспорта, быстрые DC зарядные устройства (стационарный наземный кабель, через пантограф стационарный или в движении), системы планирования, управления и контроля транспорта в масштабе города/страны. Он также представил примеры использования продуктов компании в электротранспорте по всему миру.
Виктор Кмита, СЕО XM-online, представил свое видение новых возможностей для бизнеса в контексте построения экосистемы сервисов для владельца авто и представителей бизнеса. По его словам, правильно сформированная экосистема сервисов состоит из каналов активного взаимодействия, получения услуг в один клик, каталога персональных услуг/товаров и программы лояльности, партнерского взаимоотношения с производителем и удовлетворение желаний клиента, готового потреблять продукт компании. Согласно пошаговому развитию экосистемы сервиса, успешный бизнес начинается с Web кабинета и интеграции с услугами и товарами партнеров, которые предлагаются клиенту с помощью мобильных приложений и чатов.
Владислав Родин, заместитель председателя комиссии электрического транспорта Автомобильной федерации Украины, поделился опытом в развитии платного сервиса зарядок для электромобилей в Украине и ЕС, подробно объяснив разницу между режимами зарядок и описав мощность зарядных устройств. Владислав отметил, что электромобили могут служить отличными регуляторами нагрузки в электросети, не только потребляя энергию из сети, но и отдавая ее в сеть с помощью системы V2G (Vehicle 2 Grid). Так, недавно вышедший Nissan Leaf 2018 может быть использован как накопитель энергии.
Руководитель проекта ТОКА, сети общественных зарядных станций для электромобилей, Вадим Войтович, поделится опытом расширении коммерческой сети электрозаправочных комплексов ТОКА в Украине, кратко рассказав об истории и ценностях компании, универсальности зарядных устройств, расширении инфраструктуры и планах на 2018 год. Стоит отметить, что проект ТОКА за собственные деньги строит сеть общественных зарядных станций в Украине и развивает универсальную платформу, к которой могут присоединиться другие партнеры. Пока что они представлены только в 2 городах Украины: в Киеве — 25 зарядных станций, позволяющих зарядиться одновременно 52 электромобилям, в Одессе — 23 зарядные станции, позволяющие одновременно зарядиться 39 электромобилям.
Вадим Войтович в своем докладе рассказал о правильном подборе локаций для установки зарядных станций, о приложении компании, позволяющем управлять пользовательским профилем, строить маршрут с учетом быстрого поиска ближайших зарядных станций.
Представил участникам форума зарядную систему и устройства Владимир Смирнов, CEO сети общественных электрозарядных станций VLS ENERGY, дистрибьютор известного испанского производителя электрозарядных комплексов Circontrol в Украине. По словам Владимира, в Украине функционирует уже более 24 зарядных станций VLS ENERGY, а также планируется установка еще 100 зарядных станции по всей Украине (на заправках SOCAR). Цель компании — построить сеть электрозаправок между Украиной, Польшей и Германией.
Стоит отметить, что на зарядных станциях VLS ENERGY оплата производиться не за время зарядки, а за 1 кВт — это честно по отношению к пользователям, поскольку электромобили имеют разную скорость зарядки.
Владимир Смирнов отметил, что VLS ENERGY также, как и Go To-U, разработала приложение, которое позволяет владельцам электромобилей найти ближайшую зарядную станцию, зарезервировать и оплатить зарядку через приложение VLS Greenspot.
VLS ENERGY также, как и сеть зарядных станций ТОКА, готовит платформу для интеграции с другими сетями электрозарядных станций.
VLS Energy признана лучшей из 105 компаний в номинации «Общественные зарядные станции» на eMobility Expert Meeting и стала первой украинской компанией, которая получила новый Nissan Leaf 2018 для проведения испытаний.
Поделился с участниками форума опытом Renault в развитии электромобильности Александр Мытник, руководитель направления по запуску электромобилей Renault в Украине. Он презентовал электрические модели бренда с момента запуска первого электрокара и новые технологий, озвучил статистику по продажам электромобилей и описал экосистему «зеленых» автомобилей в контексте их развития и интеграции с современным обществом. Рассказал о дальнейшей стратегии компании по развитию электромобильности как на мировом уровне, так и в контексте Украины.
Отметим, на данный момент электромобили Renault официально в Украине не продаются, поскольку после проведенного ZOE TOUR в апреле 2017 года выяснилось, что в стране нет подходящей зарядной инфраструктуры для этих электромобилей, а поставщики не готовы способствовать ее развитию. В декабре 2017 года Renault проведет очередной Zoe TOUR для того, чтобы снова проверить состояние зарядной инфраструктуры. Если результат тура будет удовлетворительным, в 2018 году на рынок Украины будет выведено 3 модели — ZOE, новый KANGOO Z.E. и TWIZY.
Также, в планах Renault создать механизм вторичного использования аккумуляторных батарей в системе накопления энергии: для хранения энергии возобновляемых источников (солнца, ветра), зарядки других устройств, балансирования электросети и применения электроэнергии для дома, офиса и даже завода.
Интересно представил и описал реалии рынка электрокаров в Украине генеральный директор компании официального дистрибьютора электромобилей BMW в Украине, Александр Тимофеев, который верит в успешное электромобильное будущее нашей страны и знает, как сделать рынок электромобилей еще динамичнее и шире.
Александр Тимофеев рассказал, что на сегодняшний день компания BMW имеет сертифицированные представительства в 5 городах Украины, в которых есть специальное оборудование для ремонта и обслуживания электромобилей BMW. При этом он отметил, что в сервисе электромобилей пока нет необходимости, поскольку само обслуживание ограничивается на данный момент заменой фильтров. Для сервисного обслуживания электромобилей необходимо намного меньше оборудования, чем для автомобилей с ДВС и оно ограничивается кузовным, механическим и электрическим ремонтом. Специально для производства легкого и экологически чистого карбона, компания BMW построила в США завод, что позволило снизить стоимость кузова.
Ключевые мессенджи Александра Тимофеева:
- электромобили полезны не только для больших городов, но и маленьких;
- запас хода электромобилей до 500 км позволит полностью отказаться от автомобилей с ДВС;
- необходимо добиваться привилегий и отмены НДС для электромобилей от государства;
- электрозаправки должны быть быстрыми;
- плагин-гибриды — это переходной этап между автомобилями с ДВС и электромобилями;
- увеличение роста электромобилей в ближайшем будущем.
Александр Тимофеев отметил, что за последний год было продано 52 электрифицированных автомобиля: 45 BMW i3 и 7 BMW i8 и сейчас компания разработала стратегию продвижения своих электромобилей в областных центрах Украины.
Привел экономическое обоснование преимуществ электрических мопедов перед бензиновыми Сергей Шиш, официальный представитель компании по производству электрических мотороллеров, скутеров и комплектующих ТМ UGBEST в Украине. Сергей рассказал об истории компании, ее продуктах и эксплуатационных затратах на электрические скутера, показал статистические и сравнительные данные, подтверждающие выгоду использования электрических видов двухколесного транспорта.
Коммерческий директор компании Elecar Group, Елена Исаева, кратко описала инструменты и механизмы модернизации энергосистемы Украины, которые предполагают разработку технических требований к энергосистеме, проекта энергоснабжения, согласование проекта и его экспертизу, закупку оборудования и монтажные и пусконаладочные работы.
О преимуществах электрический автомобилей Hyundai IONIQ рассказал Геннадий Четвертухин, коммерческий директор ООО «Хюндай Мотор Украина», представив характеристики и описав технические особенности, технологии и преимущества полностью электрического хэтчбека IONIQ Electric.
Также Геннадий отметил, что в Украине было продано 10 электромобилей IONIQ Electric, а продажа плагин-гибрида IONIQ Plug-in Hybrid не планируется, поскольку он будет дороже электромобиля. Не смотря на огромный спрос на Hyundai IONIQ Electric в Европе, украинские потребители не готовы платить за богатую комплектацию электромобиля и пока другие комплектации на рынке Украины не предлагаются.
IONIQ Electric получил титул «Reddot design award winner 2016» и признан одним из самых эффективных электромобилем в мире по данным US Environmental Protection Agency (EPA). Его расход энергии согласно устаревшим данным равен 12,5 кВт•ч на 100 км, а сейчас этот показатель эквивалентен 11,5 кВт•ч на 100 км.
С полными характеристиками Hyundai IONIQ Electric вы можете ознакомиться в разделе каталога.
Завершил на позитивной ноте EV Forum 2017 руководитель проектного офиса по развитию инфраструктуры ДТЕК, Игорь Ковалев, рассказав об опыте и причинах перехода корпоративного автопарка компании на электромобили Hyundai IONIQ Electric, а также сделав акцент на энергоэффективности, экологичности и экономичности электромобилей в целом.
ДТЕК планирует расширить свой автопарк еще на 4 электромобиля в декабре 2017 года и использовать все свои электромобили в качестве городского разъездного транспрорта, а по мере развития рынка и инфраструктуры зарядных станций — полный переход на электромобили.
Игорь Ковалев показал экономию использования электромобиля в пятилетнем цикле эксплуатации по сравнению с автомобилями с ДВС.
Мероприятие спонсировала компания Phoenix Contact — мировой лидер с 90-летним опытом в разработке и внедрении инноваций на рынке компонентов, систем и решений в области электротехники, электроники и автоматики, а модерировал EV Forum 2017 Вадим Медведев, кандидат технических наук и доцент НТУУ «КПИ имени Игоря Сикорского», председатель клуба «Электро-автосам».
Материал подготовил: hevcars.com.ua