1. На каком автомобиле с ДВС вы раньше ездили (если был)?
До покупки Nissan Leaf для жены ездили на Infiniti fx37s. Теперь в семье — два автомобиля — с ДВС и полностью электрический.
2. Какие были траты на бензин/дизель и техническое обслуживание (в месяц, в год)?
Топливо, ТО, страхование «Каско» на автомобиль с ДВС обходились в 12 тыс. грн./мес. Сейчас больше передвигаемся на Nissan Leaf, поэтому траты на ТО и бензин резко снизились.
3. Как пришли к мысли о покупке электромобиля (с целью экономии денег и/или с заботой об окружающей среде и экологии)?
Электрокар купили в качестве эксперимента. Жена получила права и ей нужно было купить автомобиль. Сначала купили ей подержанный Mini, но потом она захотела Nissan Leaf.
4. Электромобиль рассматривался как единственный автомобиль в семье или дополнительный для езды только по городу или за городом?
Электромобиль рассматривался как дополнительный автомобиль в семье для супруги, однако я сам быстро привык к нему, новым ощущениям от езды и тому факту, что не надо заезжать на заправку. Кто с утра первый выезжает из дому, тот ездит весь день бесплатно. Бензиновый автомобиль иногда по 3-4 дня стоит.
5. Какие модели электромобилей рассматривали?
В моем окружении не было ни одного человека на электромобиле, поэтому, опасаясь, что электро не подойдет в принципе, рассматривали самый простой и популярный вариант — Nissan Leaf.
6. Преимущества, которые были важны при выборе той или иной марки электромобиля?
Стоимость, простота в обслуживании, надежность, наличие нужной комплектации и цвета.
7. Опишите процесс выбора и покупки электромобиля (покупка через дилера в Украине или самостоятельная покупка на аукционе в США или на досках объявлений Украины)?
Электромобиль покупал у дилера. Выбрал самый популярный вариант — Автоэнтерпрайз. Дилер (или его сотрудники) схитрил и продал нам под видом 89% батареи батарею с остаточной емкостью в 70%. Обман обнаружился, когда потеплело весной и остаточная емкость резко поползла вниз. Судя по всему емкость батареи сбросили за несколько месяцев до продажи. При установке 2-й батареи обнаружилось, что «родная» батарея собрана из элементов от разных батарей, на которых маркером была прописана настоящая остаточная емкостью. Разбираться в проблеме я не стал, поскольку потеря емкости — не критична, но сам факт обмана — неприятен, поэтому этого дилера не рекомендую.
8. Покупался ли автомобиль после аварии или целый?
По словам дилера, электромобиль восстановлен после небольшого дтп. Но, из опыта скажу (смотрите ответ на 7-й вопрос), что эту информацию нужно проверять.
9. Какие трудности возникли при покупке электромобиля?
Никаких.
10. На каком электромобиле сейчас ездите (марка + модель + год + комплектация)
Nissan Leaf 2013 года в премиальной комплектации SL.
11. Опишите опыт вождения и впечатления о купленном вами электромобиле?
На Nissan Leaf ездить приятно. Он очень похож на обычный бензиновый автомобиль, но при этом управляется лучше, едет комфортнее и тише. Электромобиль настраивает на спокойную езду из точки А в точку Б без приключений. Электромобиль — простой и понятный.
12. Назовите, на ваш взгляд, преимущества и недостатки вашего электромобиля?
Главное преимущество — электромобиль намного проще эксплуатировать, чем автомобиль с ДВС. Эксплуатация электрокара — как у телефона со сроком службы аккумулятора в 10 лет. Ставишь электромобиль на зарядку ежедневно на ночь (при малых пробегах — раз в несколько дней) и пользуешься. ТО минимальное, зарядка — бесплатная (на общественном транспорте дороже ездить).
Что касается недостатков, Nissan Leaf в подержанном состоянии в плохую погоду зимой может проехать на одном заряде на 30-40% меньше, чем в любую другую погоду, и запас хода может снизиться до 80 км, что для такого города, как Киев — небольшая цифра. Поскольку мы живем за городом, приходилось тратить время на зарядку, и это напрягало. Расход энергии на трассе у электромобиля больше, чем по городу, поэтому при движении со скоростью 100-120 км/час вне города тратится 60% энергии от обычного запаса хода. Наконец, у Nissan Leaf самая «незащищённая» батарея среди всех современных серийных электромобилей (не имеет жидкостного охлаждения батареи, а система подогрева реализована «для галочки», поэтому она быстрее деградирует).
13. Где и как вы заряжаете свой электромобиль? Во сколько по времени и деньгам вам это обходится? Есть ли нюансы использования зарядных станций в Украине? Какая экономия по сравнению с тратами на авто с ДВС?
Заряжаю электромобиль в частном доме в гараже. Полная зарядка двух батарей составляет около 15 часов после прохождения 250 км за день, что бывает редко, поскольку к утру в обычных ситуациях электромобиль заряжается на 100%. Расходы на зарядку электромобиля я не замечаю в общем счете на электричество. При пробеге в 2500 км/мес должно выходить до 1000 грн.
Что касается зарядных станций — загружаете приложение PlugShare на телефон и можете планировать поездку. Зарядок для Nissan Leaf в Украине — много на основных трассах и в городах, электрокарам с другими разъемами повезло намного меньше. Конечно, по сравнению с автомобилем с ДВС у электромобиля уйдет больше времени на длительное передвижение, но, если электромобиль путешествует нечасто, то потерпеть можно.
14. Почему и зачем решились на доработку и установку двух батарей, а не покупку другого электромобиля с большим пробегом (например, Renault ZOE второго поколения с запасом хода в 300 км)? Какой пробег был на вашем электромобиле при покупке и сколько уже сами наездили на одной и двух батареях?
Критической необходимости переделывать Nissan Leaf не было, но, при увеличении запаса хода в 2 раза, электромобиль переходил в категорию «идеальный». Появился спортивный интерес сделать так, как это реализовали в других странах. В США, например, компания отдельно занималась установкой второй батареи в багажник. Случайно подвернулся канал Димы Гидуляна в YouTube, где он на базе «горбатого» запорожца сделал электрокар с внутренностями Leaf и теперь ежедневно эксплуатирует его в г. Кропивницкий. Ролик показал его опытность в этом деле, поэтому, когда он взялся за мой проект, я ни минуты в нем не сомневался.
Оборудовать два электромобиля Leaf дополнительными батареями обойдется по цене столько же, сколько стоит новый Renault ZOE 2018.
Пробег Nissan Leaf на данный момент составляет 72 тыс. км, пробег с двумя батареями — 2,5 тыс. км, пробег с одной батареей — 8 тыс. км. Электромобиль приобрели 3 месяца назад.
15. Какие есть интересные моменты и нюансы вашего Nissan Leaf с 2 батареями?
Самый важный и интересный момент — Nissan Leaf с 2 батареями гарантированно проезжает 250 км (емкость батареи увеличилась с 16 кВт•ч до 35 кВт•ч) в спокойном режиме летом и это позволяет забыть про дополнительные зарядки в городе и «чудеса» экономичного вождения в правом ряду со скоростью 50 км/час.
В багажнике электромобиля появился куб, покрытый деревом и тканью. На приборной панели отображается правильный процент остатка заряда батареи. Чтобы использовать весь запас хода электромобиля, нужно очень постараться (у меня не получилось до сих пор). Динамика и расход энергии изменились не критично.
Таким образом, электромобиль получил минимум заметных визуальных изменений, но его запас хода вырос до показателя самой новой модели Leaf 2018 года.
О том, как Nissan Leaf оснащался 2-ой батареей, смотрите и читайте подробнее в новости →.
16. Какой совет дадите тем, кто только думает о покупке электромобиля?
Если Вы 90% времени передвигаетесь по городу и пригороду — электромобиль Вам однозначно подойдет!
Обладатель Nissan Leaf SL 2013, Илья & Мария