С самого начала, 2018 год, стал чрезвычайно благоприятным для украинского рынка электромобилей, ведь с 1 января вступил в действие льготный период на импорт электрических автомобилей без пошлин и НДС, срок действия которого был рассчитан на 12 месяцев.
Благодаря льготам рынок активизировался и продажи электромобилей увеличивались каждый месяц. В Украине стартовали официальные продажи популярных электромобилей, например, моделей ZOE и Kangoo Z.E. от компании «Рено Украина».
2018 год для электромобильного рынка Украины был отмечен рядом премьер, которые состоялись в рамках 3-й международной выставки электротранспорта Plug-in Ukraine 2018. Среди знаковых презентаций выставки можно отметить дебют Tesla Model 3, которую в Украине представили даже раньше, чем состоялась ее неофициальная презентация в Европе на Женевском автосалоне.
Были в уходящем году и недоразумения, например, глава Укравтодора отметился спорным заявлением о том, что электромобили угрожают качественному дорожному покрытию (где найти в Украине качественно дорожное покрытие в Укравтодоре не подсказали).
Заявление чиновника впрочем не сильно повлияло на положительные тенденции, среди которых особого внимания заслуживает открытие в Украине сети зарядных станций STRUM, первые локации которой уже введены в эксплуатацию в разных районах столицы.
Все это произошло на фоне положительных законодательных норм, которые создали комфортные условия для развития зарядных электростанций. Оказывается, что существующий закон о «лицензировании хозяйственной деятельности» не требует для сетей зарядных станций получения лицензии на продажу электроэнергии, что существенно упрощает их открытие и работу.
Возможно поэтому госучреждения также начали переводить свои автопарки на электрические автомобили. Пионером в этом направлении стал Нацбанк Украины, который закупил несколько электрокаров и установил зарядные станции возле своих учреждений в столице.
Хорошим сигналом для электрификации автомобильного рынка Украины, стало заявление главы «Укрэнерго», что электромобили позитивно влияют на энергосистему Украины, которое развеяло все спекуляции на тему того, что энергосети страны не готовы к массовому внедрению электромобилей.
С сентября 2018 года электромобильный рынок лихорадило. Причиной тому, скорое окончание действия льготного периода на импорт электромобилей. Разумеется, все ждали от правительства разумного решения вопроса с продлением действия льгот. Для поддержки данной инициативы в крупных городах Украины состоялся автопробег электромобилистов в рамка акции «ПДВнаПовітря» призванной популяризировать экологически чистые виды транспорта.
Возможно действия активистов помогли, так как Верховная Рада все-таки проголосовала за продления льготного режима на ввоз электромобилей до 31 декабря 2022 года. Законопроект № 9260 поддержало 236 народных депутатов. Напомним, что льготы на импорт электромобилей снижают их стоимость на 15-20%.
Принятие закона, который делает электромобили доступнее, пришлось, как нельзя кстати, особенно после новостей от Tesla, которая сделала свой бестселлер Model 3 официально доступным для украинского рынка, открыв возможность клиентам из Украины заказывать модель прямо на сайте компании. Тут же следует упомянуть и о втором сюрпризе от Tesla, которая в 2019 году готовит к открытию в Украине 2 зарядные станции Supercharger, о чем Илон Маск сообщил в Twitter, а это как мы знаем равносильно уже свершившемуся событию.
Менее глобальным, но важным событием в 2018 году стал выезд на маршрут в Киеве полностью электрического автобуса Skywell, который стал вторым электробусом марки введенным в эксплуатацию в Украине после успешного первого запуска в Виннице.
Перспективы электромобилей оценил и крупнейший продавец электроэнергии в Украине, госпредприятие «Энергорынок», которое пополнило свой автопарк 4 новыми электрокарами Hyundai Ioniq Electric.
На фоне положительных новостей на рынке электромобилей в 2018 году, отдельно стоит выделить различные выставки и события, которые произошли за последние 12 месяцев в стране. Ведь именно они являются тем локомотивом, которые ведут страну к будущему мобильности.
Как уже упоминалось, знаковым событием уже третий год подряд является международная выставка Plug-in Ukraine, на которой было представлено много электрического транспорта, впоследствии выехавшего на дороги Украины.
Еще одним важным мероприятием уходящего года была выставка экотранспорта EcoDriveShow, посетители которой могли не только увидеть, но и опробовать самые актуальные модели электромобилей, а также другого транспорта с электроприводом.
Заслуживающая внимания акция состоялась в 2018 году в рамках III Выставки электромобилей, гибридов и эко-гаджетов и персональных видов транспорта EcoDriveExpo 2018. Автопробег «Прощай, топливная зависимость!» привлек большое много участников, которые на своих электромобилях провели показательный протестный заезд игнорируя и сигналя тем АЗС Киева, которые попадались на пути и не имели зарядных станций.
Большим событием для электромобильного рынка стал II украинский EV Forum 2018, на котором бизнес и власть поделились своим видением развития электромобильности в Украине.
Еще одна интересная выставка электромобильных новинок «Экология предприятия» в 2018 году состоялась в киевском МВЦ.
Краткий обзор новостей и событий уходящего года хотелось бы завершить двумя достижениями, первое — это установленный украинцем Сергеем Маликом мировой рекорд скорости на электробайке «Днепр» и второе — это то, что на дорогах Украины на конец 2018 года продано почти 19 000 электрифицированных автомобилей из которых 10 000 чистые электромобили — это на 54% больше чем годом ранее, но далеко не предел, так что работаем дальше!
Автор: hevcars.com.ua