С середины 2015 года до середины 2018 года цены на литий, являющийся одним из основных компонентов аккумуляторных батарей, выросли почти втрое, когда мировой парк электромобилей достиг отметки в 5 миллионов, а автомобильная промышленность начала беспокоиться о поставках сырья.
Высокий спрос на литий привел к открытию шести литиевых рудников в Австралии с 2017 года.
Рост продаж электромобилей замедляется в Китае, а значит и спрос на литий уменьшается. Результат: 30% снижение цен на литий.
В первом квартале 2019 года продажи электромобилей в Китае, крупнейшем рынке электромобилей, выросли примерно на 90% по сравнению с годом ранее. Возможно, это звучит впечатляюще, однако — это половина роста, наблюдаемого в период между 2017 и 2018 годами.
Добыча лития в Австралии (ведущий мировой поставщик), как ожидается, вырастет примерно на 23% в течение следующих двух лет. А в прошлом месяце министр горнодобывающей промышленности Чили Бальдо Прокурица заявил, что нынешняя администрация стремится удвоить производство лития в этой стране в течение четырех лет.
Производители лития сталкиваются с ценовыми барьерами, включая замедление способности мира превращать добытую руду в литиевые материалы. Некоторые производители в Китае сообщили о задержке расширения из-за слишком агрессивных сроков реализации проекта, длительных периодов ввода в эксплуатацию объектов и ужесточения условий кредитования.
В ответ на задержки компания Perbara Minerals в Перте заявила в июне 2019 года, что планирует временно замедлить темпы производства лития.
Несмотря на то, что долгосрочный спрос по-прежнему выглядит стабильным, некоторые производители снижают свои прогнозы по прибыли в краткосрочной перспективе. Ранее в этом году бельгийская компания Umicore SA, крупнейший в мире производитель литий-ионных катодов, снизила прогноз по доходам до конца 2019 года, сославшись на более низкий спрос на системы хранения энергии в Южной Корее.
Хотя Umicore и заявляет, что ожидает значительного роста дохода в 2020 году, ее предыдущие прогнозы о продаже 100 000 тонн катодных материалов в 2019 году и 175 000 тонн к концу 2021 года в настоящее время отстают на 12 до 18 месяцев.
Ведущие предприятия по добыче лития Albemarle и Livent также ссылаются на ослабление спроса и низкие цены в качестве причины для задержек производства.
Производители хотят быть доминирующими игроками на рынке электромобилей в 2023, 2025, 2030 годах, поэтому они попытаются создать то, что, по их мнению, выстрелит.
К 2025 году рынок добытого литиевого сырья может составить $20 млрд по сравнению с $43 млрд для продуктов переработки и $424 млрд для аккумуляторных батарей, согласно базовому сценарию, изложенному в исследовании 2018 года, опубликованном Австралийской ассоциацией «Горные и геологоразведочные компании».
К 2030 году поставки литий-ионных батарей должны увеличиться более чем в 10 раз, а на электромобили придется более 70% этого спроса.
Ранее в этом месяце Morgan Stanley прогнозировал, что цены на карбонат лития в Южной Америке упадут ниже порога в $10 000 за тонну. По словам аналитиков во главе с Хавьером Мартинесом де Олкозом, к 2025 году в разных регионах будет продолжаться сокращение объемов лития в разных формах, и он будет колебаться от $7 000 до $8 100 за тонну.
Не весь литий одинаков. Шахтеры добывают литий с особыми химическими свойствами, удовлетворяя потребности каждого покупателя. Переговоры о закрытии контрактов носят конфиденциальный характер и обычно занимают месяцы.
«По мере развития индустрии электромобилей требования к аккумуляторным батареям меняются, чтобы они соответствовали более высоким стандартам безопасности, характеристикам диапазона и плотности энергии», — пишет Мартинес де Олкоз в своем отчете.
Запасы лития будут оставаться нестабильными, но производители, которые смогут быстрее адаптироваться к меняющимся потребностям своих клиентов, скорее всего, выиграют.
По материалам: bloomberg.com & autonews.com. Подготовил: hevcars.com.ua