Итак, вы рассматриваете покупку подключаемого к сети автомобиля — отличный выбор. Однако покупая электромобили, вы должны проанализировать не только обычные критерии покупки, такие как цена, кузовные особенности, мощность, эффективность, запас хода, комплектация и цвет, но и вопрос зарядки электромобиля. Приобретая электромобиль или подключаемый плагин-гибрид первое, о чем задумывается потенциальный владелец — как и при помощи чего будет происходить зарядка аккумуляторных батарей. Ведь даже человек мало осведомленный о возможностях экоавтомобилей, прекрасно понимает, что обычной вилки и розетки для этого бывает недостаточно.
Попробуем разобраться, какие существуют на сегодняшний день, основные типы зарядных устройств и разъемов.
Зарядки для электромобилей априори разные, к сожалению единого стандарта, по примеру mini-USB в производстве электрокаров пока нет (на данный момент ведется работа по внедрению в Европе потенциально единого стандарта с разъемом коннектора CCS Combo 2). Существует 4 типа зарядных станций, о которых должен быть осведомлен каждый водитель или будущий владелец электромобиля и несколько видов коннекторов, которыми комплектуются станции и модели электромобилей.
Типы зарядных станций:
Mode 1
Наименее мощный тип зарядки, осуществляемый преимущественно от бытовой сети. Интервал подзарядки электромобиля с помощью такого метода, составляет приблизительно 12 часов. Процесс происходит без специального оборудования, при помощи стандартной розетки и специального адаптера переменного тока. На сегодня данный тип практически не применяется для зарядки серийных автомобилей из-за низкой безопасности подключений.
Mode 2
Стандартный тип зарядной станции переменного тока, использовать которую можно в быту или пользоваться на автозаправочных комплексах. Применяется для зарядки электромобилей всех типов с традиционными разъемами подключаемого коннектора с системой защиты внутри кабеля. Длительность процесса составляет порядка 6-8 часов при емкости аккумуляторных батарей 20-24 кВт•ч.
Mode 3
Самый мощный режим, используемый на станциях с переменным током. К нему применимы разъемы Type 1 — для однофазной и Type 2 — для трехфазной сети.
Mode 4
Тип зарядных станций в которых применяется не переменный, а постоянный ток. Мощность подобных комплексов для некоторых электромобилей бывает слишком высока. У тех же, что поддерживают подобный стандарт, аккумуляторы заряжаются до 80% в течении 30 минут. Подобные зарядные комплексы можно встретить на городских парковках и шоссе, хотя они довольно редки в Украине, поскольку обустройство такого комплекса требует отдельной линии электроснабжении большой мощности. Кроме того цена данной зарядной станции довольно высокая.
Tesla Supercharger
Так как в характеристики Mode 1-4 постоянно вносятся правки, предлагаем более простую классификацию типов зарядных станций по мощности зарядки:
- Для бытовых электросетей переменного тока 230 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабелем так как они имеют малый корпус.
- Для ускоренной зарядки от электросетей переменного тока 230 В/400 В от 16 А до 40 А (от 3,7 кВт до 30 кВт).
- Fast charger или «Суперчарджер» — быстрая зарядка постоянным током подает питание на аккумулятор минуя инвертор. Это габаритное стационарное оборудование мощностью от 10 кВт до 400 кВт.
Зарядные станции также можно классифицировать по принципу использования:
- Станции предназначенные для стационарной установки.
- Для портативного использования в одном или нескольких местах.
- Станции для портативного и стационарного использования.
Зарядные станции | |||
Скоростные | Ускоренные | ||
Стационарные | Портативные | ||
Персональные | Коммерческие |
Классификация видов электромобильных разъемов
Кроме режимов работы зарядных станций необходимо знать и типы разъемов подключения коннектора, которые адаптированы к работе каждой из них.
Тип разъема коннектора Type 1 J1772
5-ти контактный стандартный разъем электромобильного коннектора, характерный для большинства электромобилей американского и азиатского производства. Разъем Type 1 применим для подзарядки электромобиля от зарядных комплексов, работающих по стандартам Mode 2, Mode 3. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощности в 7,4 кВт.
Type 2 (Mennekes)
7-ми контактный разъем характерный в основном для европейских электромобилей, а также для ряда китайских авто прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть, с максимальным напряжением 400 В, силой тока 63 А, и мощностью 43 кВт. Обычно 400 В 32 А ~ 22 кВт при трехфазном подключении и 230 В 32 А ~ 7,4 кВт при однофазном подключении. Разъем допускает использование зарядных станций с режимами работы Mode 2, Mode 3.
CHAdeMO
2-контактный коннектор постоянного тока разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных зарядных станциях работающих от постоянного тока в режиме Mode 4, позволяющих заряжать батарею электромобиля до 80% в течении 30 минут (на мощности 50 кВт). Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт, но уже характеристики существенно увеличиваются.
CCS Combo (Type 1/Type 2)
Комбинированный тип коннектора, который позволяет вам использовать как медленные, так и быстрые быстрые точки зарядки. Работа разъема возможна благодаря инверторной технологии преобразующей постоянный ток в переменный. Транспортные средства с таким типом соединения могут принимать зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2 на данный момент наиболее распространенный тип разъема на быстрых зарядных станциях в Европе вместе с CHAdeMO.
GB/T
Данный стандарт характерен для автомобилей только китайского производства и часто его называют просто GBT. Визуально он почти полностью напоминает европейский Mennekes, но технически с ним не сопоставим. Существует два типа разъемов для данного стандарта один для медленной второй для быстрой зарядки.
Далее приводим информационную таблицу, в которой вы сможете найти данные о типах разъемов для европейских и американских электромобилей популярных в Украине. Данная информация поможет тем, кто хочет купить электромобиль, но не владеет в полной мере данными касательно зарядки электромобилей.
Электромобиль |
Регион |
Порты переменого тока АС | Порты постоянного тока DC | Примечание |
|||||
Type 1 J1772 | Type 2 Mennekes | Tesla Supercharger | CCS Combo 1 | CCS Combo 2 | CHAdeMO | Tesla Supercharger | |||
BMW i3 | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Chevrolet Bolt EV | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
Opel Ampera-e | EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | |
Chevrolet Spark EV | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo (Скоростная АС зарядка не поддерживается) |
EU | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Fiat 500e | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Ford Focus Electric | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Hyundai Ioniq Electric | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Jaguar I-Pace | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Kia Soul EV | US | да | нет | нет | нет | нет | да | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | да | нет | нет | нет | нет | да | нет | ||
Mercedes-Benz B-Class Electric | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Mitsubishi i-MiEV | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Nissan e-NV200 | US | да | нет | нет | нет | нет | опция | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | до 2018 | с 2018 | нет | нет | нет | опция | нет | ||
Nissan Leaf | US | да | нет | нет | нет | нет | опция | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | до 2018 | с 2018 | нет | нет | да | опция | нет | ||
Renault Kangoo Z.E. | US | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Renault ZOE | US | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только АС |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Smart ForTwo Electric Drive | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Tesla Model S | US | нет | нет | да | нет | нет | переходник | да | Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер, Tesla Supercharger |
EU | нет | да | нет | нет | нет | переходник | да | ||
Tesla Model X | US | нет | нет | да | нет | нет | переходник | да | Скоростная зарядка CHAdeMO и CCS Combo2 через адаптер, Tesla Supercharger |
EU | нет | да | нет | нет | переходник | опция | да | ||
Toyota RAV4 EV | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Volkswagen e-Golf | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет |
Хотели бы напомнить, что для удобства использования электромобилей работает online-карта электрических зарядных станций в Украине, и на которой видно, какие типы зарядных станций действуют в стране и какой тип разъемов используется на каждой из них.
Автор: hevcars.com.ua
Если статья вызвала у вас не только праздный, но и практический интерес и вам действительно необходимо купить зарядные станции или устройства для электромобилей, сделать это можно при помощи удобной формы для заказа: