Почти 60% новых автомобилей, проданных в Норвегии в марте 2019 года, были полностью электрическими. Рекордная статистика, касающаяся Норвегии и электромобилей показывает, что скандинавская нация надеется прекратить продажи автомобилей, работающих на ископаемом топливе к 2025 году.
Цифры по продажам электромобилей могут быть еще выше, однако тысячи норвежцев оказываются в длинных списках ожидания, поскольку дилерские центры не успевают импортировать достаточно электрических транспортных средств. Согласно отраслевым данным, в первом квартале 2019 года в Норвегии было зарегистрировано 11 518 электромобилей, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Новые Tesla Model 3, Nissan Leaf и Volkswagen e-Golf составляют большинство регистраций.
Хотя объем продаж в Китае и США значительно выше, именно Норвегия остается показателем революции электромобилей, поскольку на дорогах этой страны гораздо больше электромобилей, чем в других странах мира. Постоянные заголовки новостей за последние несколько лет заставили многих людей ломать голову о том, почему маленькая скандинавская нация с населением чуть более 5 миллионов человек возглавляет революцию электромобильности. Ответ прост: благоприятная экологическая обстановка и финансовые стимулы.
Финансовые стимулы и зарядная инфраструктура
Несмотря на свою репутацию крупного игрока нефтяной отрасли, почти вся внутренняя электроэнергия Норвегии поступает из гидроэнергетики. Поскольку большая часть электроэнергии в стране является возобновляемой, переход на электромобили является гораздо более экологичным, чем в странах, в которых электроэнергия поступает от электростанций, работающих на угле с высоким уровнем загрязнения. Чтобы это произошло, правительство Норвегии вложило значительные средства в финансовые стимулы и зарядную инфраструктуру.
Еще в 1990 году правительство начало вводить стимулы для владельцев электромобилей. Был снижен дорожный налог, была снята плата за платные дороги и общественные паромы, а на некоторых муниципальных автостоянках была предложена бесплатная парковка.
Норвежский налог с продаж в размере 25% был снят с новых закупок электромобилей в 2001 году, а водителям было разрешено использовать автобусные полосы с 2005 года. Несмотря на то, что обширная инфраструктура зарядки в стране была запущена за счет государственных денег, частные компании в настоящее время берут на себя обязательства по установке и обслуживанию зарядных станций и пунктов.
Правительство достигло своей цели в 50 000 транспортных средств с нулевым уровнем выбросов на дороге на три года раньше, чем планировалось. Несмотря на это, нынешняя правоцентристская коалиция сохранила большинство стимулов для электромобилей до 2021 года.
Снижение налогов для богатых?
Многие норвежцы получили финансовую выгоду. 34-летний компьютерный инженер из Тронхейма Берге Швебс Бьёрло (Berge Schwebs Bjørlo) купил в 2015 году Tesla Model S со своим партнером, назвав это решение легким. «Мы сравнили совокупную стоимость владения бензинового автомобиля с Tesla. С высокой стоимостью топлива и ежедневным использованием платных дорог владение бензиновым автомобилем оказалось значительно дороже, чем ежемесячные платежи и стоимость электричества для электромобиля».
Некоторые в Норвегии критикуют широкий пакет стимулов как не что иное, как снижение налогов для богатых. Некоторые даже предполагают, что это просто скидка на второй автомобиль для богатых, и поэтому не делают ничего, чтобы вывести бензиновые машины с дороги.
Поскольку на рынке подержанных автомобилей в Норвегии по-прежнему преобладают бензиновые автомобили, те, кто не может позволить себе потратиться на новый электромобиль, не могут воспользоваться более низкой стоимостью вождения.
Бьёрло отметил, что норвежские города, такие как Берген, так сильно пострадали от загрязнения, что были приняты радикальные меры по ограничению количества автомобилей с ДВС: «В зимнее время уровень загрязнений настолько высокий, что водителям разрешается водить автомобиль в определенные дни недели согласно регистрационному номеру».
Вера в «аккумуляторный» транспорт
Навязчивая идея Норвегии об электрификации не ограничивается автомобилями. Avinor, государственный оператор большинства аэропортов страны, объявил о своем желании использовать самолеты с электрическим приводом на коротких рейсах к 2040 году. Скандинавские авиалинии объединились с Airbus в области гибридных исследований.
Страна также лидирует в мире по переходу на аккумуляторные технологии для судоходства. Полностью электрическое пассажирское судно уже работает в живописном Нерёй-фьорде, и к 2026 году фьорды станут зонами с нулевым уровнем выбросов.
Премьер-министр Эрна Солберг (Erna Solberg) рассказала о важности электрификации и накопления энергии на церемонии открытия нового аккумуляторного завода Siemens в Тронхейме в начале этого года:
«Для большинства стран первым этапом зеленого сдвига является переход от угля к возобновляемым источникам энергии. Нам нужно заменить ископаемое топливо, которое используется в других секторах, чистым электричеством, чтобы смягчить глобальное потепление. Нам нужны лучшие батареи для кораблей и грузовиков, чтобы они могли передвигаться на большие расстояния».
Могут ли другие страны повторить успех Норвегии?
Кристина Бу (Christina Bu) является генеральным секретарем Норвежской ассоциации электромобилей, которая представляет более 50 000 владельцев электромобилей. Несмотря на успех норвежских методов, она не верит, что другие страны могут повторить успех Норвегии, потому что их обстоятельства будут другими. Есть стимулы, которые следует учитывать, например, доступ к автобусной полосе или бесплатная общественная парковка, повышение налогов на автомобили с ДВС, как это сделано в Швеции.
Еще в 2010 году в Швеции было зарегистрировано больше новых электромобилей, чем в Норвегии. Сегодня число владельцев электромобилей среди норвежцев в десять раз больше, чем у их скандинавских соседей. Правительство Швеции попыталось начать продажи электромобилей, применяя щедрые гранты, и добилось определенных успехов. За первые пять месяцев 2010 года количество новых продаж составило 6 694, что более чем в три раза превышает показатели предыдущего периода. Но есть проблема. Спрос на электроэнергию в городах растет быстрее, чем может себе позволить страна, особенно Стокгольм.
Чтобы решить эту проблему, отраслевая группа Power Circle предлагает стимулировать владельцев электромобилей заряжаться только в определенное время суток и даже отдавать электроэнергию обратно в сеть в часы пик.
Напомним, Норвегия стала первой страной, в которой продажи электромобилей превысили продажи авто с ДВС.
По материалам: forbes.com. Подготовил: hevcars.com.ua