Глобальная разработка автомобилей на топливных элементах началась еще в середине 90-х годов. Причиной поиска альтернативного топлива на экологически чистых компонентах, стал энергетический кризис и начало введения новых стандартов выброса в атмосферу углекислого газа. Возможности единственного эко транспорта этого периода — электромобилей, были крайне ограничены: малый запас хода, длительная зарядка батарей и дороговизна комплектующих подталкивали производителей к поиску других способов производства чистой энергии, которая могла бы приводить автомобили в действие.
Изначально, основным топливным элементом был выбран водород. Его химические свойства, распространенность в природе, экологичность предоставляли разработчикам большие перспективы.
Автомобили на водороде, могли бы проезжать такие же расстояния, как и машины с ДВС, иметь схожую скорость и мощность.
Сложность состояла в том, что нужно было создать соответствующий двигатель и направить энергию водорода в нужное русло.
Как функционирует двигатель на топливных элементах
Определить, кто первым изобрел двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде довольно сложно. Если говорить откровенно, то это сделал еще в начале 19 века, французский естествоиспытатель Франсуа де Риваз, который производил водород электролизом воды. Что касается современности, то автомобили на водородном топливе появились у крупных производителей практически в одно и то же время, а их базовые технические характеристики были во много одинаковы.
Принцип работы и типы двигателей на топливных водородных элементах имеют схожую с электромобилями модель работы, однако кардинально отличаются способом создания энергии приводящей двигатель и автомобиль в движение.
- Контроль мощности.
- Двигатель.
- Батареи.
- Водородный баллон.
- Аккумулятор.
Если описывать принцип работы двигателя на топливных элементах простым языком, то прежде всего стоит пояснить, что «приготовление» самого топлива, то есть движущей силы происходит непосредственно внутри «топливного бака», ведь создание энергии в установках на топливных элементах целиком основано на происходящих в них физико-химических процессах.
Начинается все с того, что в корпус установки помещается проводящая исключительно протоны мембранная перегородка, которая выполняет функцию разделителя анодной и катодной камер. В процессе работы происходит обмен реактивами, в анодный отсек подается водород, а в отдел с катодом кислород.
Электроды установки покрывают усиливающим реакции катализатором, зачастую им выступает платина. Взаимодействие с катализатором приводит к потере водородом своих электронов. Параллельно сквозь мембрану начинается движение протонов к катоду, которые под влиянием катализатора (платины) связуются с электронами. Результатом реакции является образование воды, а освободившиеся электроны из анодного отсека движутся по электроцепи подсоединенной к мотору, образуя энергию. То есть, физико-химическая реакция водородных элементов преобразуется в чистый электрический ток, с водой в качестве «выхлопа».
Заправка и обслуживание автомобилей на топливных элементах
Расчетной единицей водородного топлива служит килограмм. Заправка автомобилей водородом имеет три формата.
- Мобильные станции.
- Стационарные станции.
- Домашние станции.
Что интересно, практически каждая из станций может производить водород самостоятельно, к примеру, домашний тип производит топливо в любое время путем электролиза воды. Такая станция может вырабатывать до 1000 кг водорода в год, чего вполне хватает на заправку двух авто.
Заправка автомобиля водородом на станциях происходит привычным для нас образом. Весь процесс отнимает не более 3 минут.
Что касается обслуживания, то для всех доступных автомобилей на водороде оно пока производится в профильных сервисных центрах каждого бренда.
Водородный двигатель в современных реалиях
Перспективы использования двигателя на топливных элементах огромны. Во-первых, это на 100% экологически чистый вид энергии. Во-вторых, мощность, скорость и КПД двигателей идентичны современным авто с ДВС. В-третьих, полная независимость от бензина или дизеля.
Но есть и определенные недостатки. К сожалению, из-за дороговизны компонентов, прежде всего платины, автомобили этой категории в ближайшее время будут стоить немалых денег, к примеру, цена японского представителя сегмента выпущенного ограниченным тиражом Honda Clarity, стартует от $67 тысяч и это далеко не люксовый автомобиль. Немного дешевле обходится и первый серийный экокар на топливных элементах Toyota Mirai, но и он далек от массовой доступности из-за внушительного ценника в $57 тысяч.
Куда радужнее перспективы водородных двигателей в сегменте общественного транспорта. Германией уже вовсю курсируют городские и туристические автобусы с двигателем на топливных элементах. А уже в этом году анонсирован запуск первого «водородного» поезда, который призван заменить старые дизельные тягачи.
Автор: hevcars.com.ua