«Вторая жизнь аккумулятора электромобиля»: утилизация или повторное использование

Преимущества использования электромобиля многочисленны. Они снижают уровень CO2 в атмосфере, уменьшают шумовое загрязнение в городах, экономят топливо и эффективнее расходуют энергоресурсы.

В то же время их аккумуляторные батареи содержат токсичные химические вещества, которые нельзя просто выбросить на мусорный полигон, и поэтому они несут в себе существенную экологическую угрозу.

В такой ситуации повторное использование АКБ или их утилизация становятся все более актуальными вопросами, ведь согласно расчетам Bloomberg NEF, ожидается, что мировой запас батарей электромобилей будет превышать 3,4 миллиона единиц уже к 2025 году.

Батареи однозначно должны быть повторно использованы или переработаны, но вот понимание того как это сделать задача довольно сложная, трудоемкая, но реализуемая.

Почему и как необходимо решать проблему замены батарей электрокаров

Аккумуляторная батарея Nissan Leaf первого поколения

Аккумуляторная батарея Nissan Leaf первого поколения © newsroom.nissan-europe.com

Учитывая относительную новизну мирового рынка электромобилей, вопрос об утилизации аккумуляторных батарей выходит на первый план только сейчас.

Начиная с этого года, модели массовых электромобилей первого поколения, такие как Nissan Leaf 2010 года, выходят на «пенсию» и заменяются новыми. Это также означает, что для этих моделей владельцы должны вскоре заменить и батареи.

Большинство электромобилей работают на литий-ионных батареях, их создание — это сложный процесс, который включает добычу редкоземельных металлов и их транспортировку на большие расстояния, что может нанести огромный ущерб окружающей среде. Часть из них добываются в странах находящихся под санкциями или со сложной политической ситуацией и условиями труда.

Подсчитано, что в настоящее время только 5% литий-ионных батарей, которые используются в бытовой электронике перерабатывается. Наращивание массы «отработанных» для своего первоначального назначения батарей, в особенности от электромобилей будет неуклонно возрастать.

Таким образом, нахождение способов повторного использования АКБ становится все более актуальным. Это нужно для того, чтобы снизить необходимость в дополнительной добыче ресурсов и защитить окружающую среду.

Даже политики признают это. В Европейском Союзе и Китае владельцы электромобилей по закону обязаны перерабатывать или повторно использовать свои батареи, в скором времени подобную практику введут и Соединенные Штаты.

Повторное использование АКБ разными компаниями по миру

Повторное использование АКБ разными компаниями по миру © bloomberg.com

Давно известно, что электромобильные батареи больше не пригодные для питания электромобилей, по-прежнему предлагают около 70% своей емкости. Подобный остаточный ресурс АКБ открывает удивительные возможности для их повторного использования.

Кроме этого батареи могут быть переработаны путем плавки или же из них можно добыть редкие, но крайне важные металлы, например кобальт.

Что можно сделать со старой батареей?

Первое, что можно сделать со своей старой батареей — переработать ее.

В мире уже существует несколько компаний, которые помогают потребителям повторно использовать и перерабатывать батареи электромобилей. Другие компании занимаются разработкой новых технологий в этом направлении.

Однако утилизация батарей, как правило, не приносит выгоды, поэтому повторное использование батарей — это более прагматичный вариант, который может даже приносить определенную прибыль или социальную пользу.

Так, например, в Японии Nissan установил батареи для питания уличных фонарей, в Украине на популярном горнолыжном курорте батареи электрокаров используют для резервной энергосистемы, у Renault есть батареи поддерживающие лифты в Париже, BMW оснащает своими АКБ быстрые зарядные станции, и недавно стадион в Амстердаме запитали от аккумуляторных батарей Nissan Leaf. Примеров использования батарей для хранения солнечной энергии и поддержки традиционных электрических сетей и вовсе огромное количество.

Мы близимся к более круговой экономической модели

В прошлом году количество электрифицированных автомобилей во всем мире впервые превысило 3 миллиона. Но это число лишь малая часть по сравнению с тем, что предсказывают аналитики.

Глобальная емкость использованных АКБ к 2025 году

Глобальная емкость использованных АКБ к 2025 году © bloomberg.com

Инфографика востребованности АКБ разных транспортных средств для повторного использования

Инфографика востребованности АКБ разных транспортных средств для повторного использования © bloomberg.com

В течение следующих двух десятилетий электромобили готовы серьезно претендовать на статус главного средства передвижения. Уже к 2040 году ожидается, что на электрике будут ездить порядка 560 миллионов автомобилей, что будет эквивалентно одной трети от их общего количества в мире.

В такой ситуации, при постоянном наращивании объемов, повторное использование аккумуляторных батарей единственно правильный выход. Круговой принцип получения дохода, на одном и том же продукте должен быть заложен в основу его производства. Отныне, автомобильные компании должны рассматривать не автомобиль конечным продуктом своего производства, а его аккумуляторные системы, которые после отработки своего ресурса на электрокарах, должны быть адаптированы для использования с другой целью и соответственно приносить прибыль.

Таким образом, повторное использование аккумуляторов электрокаров может изменить существующий уклад автомобильного и энергетического рынка, создав замкнутый круг с длительным использованием одного и того же продукта.

По материалам: bloomberg.com & fleetcarma.com. Подготовил: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌