Через сколько лет электромобили завоюют мир?

Согласно статистике на начало 2018 года общее число автомобилей с электрическим приводом включая гибриды, в мире достигло 3 млн. машин. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось на 50%, исходя из чего можно спрогнозировать, что к 2030 году из 10 автомобилей выпущенных 8 будут оснащены электродвигателем.

Инфографика роста числа проданных электромобилей по отношению к общему количеству новых авто к 2040

Инфографика роста числа проданных электромобилей по отношению к общему количеству новых авто к 2040 © bloomberg.com

Это аналитический прогноз, который основан на четких расчетах, а также анализе рынка, который подтверждает устойчивый рост интереса мировых автопроизводителей к электрокарам.
Данные основываются на простом примере того, что еще 6 лет назад активным развитием экологичных видов транспорта занималось только 5 компаний: японские Nissan, Mitsubishi, Toyota, американская Tesla, французы из Renault. Сейчас же в процесс переформатирования и реорганизации своих производств включены практически все ведущие автоконцерны мира. Точно известно, что в ближайшие два года мы увидим сделанные с нуля серийные электромобили Volkswagen, Mercedes, Audi, Honda, Jaguar и Porsche. Volvo совсем планирует исключить производство машин с ДВС начиная с 2019 года и производить автомобили только с электрическими и гибридными двигателями. Даже гиганты IT-индустрии Alphabet и Apple готовят свои версии электрических беспилотных авто.

Топливо становится слишком дорогим, а электромобили едут все дальше

Запас хода — фактор, за счет которого автомобили с ДВС еще держатся «на плаву», постепенно перестает быть их козырем, ведь основным катализатором стремительного развития электромобилей стало значительное увеличение производительности аккумуляторных батарей.

Средний диапазон запаса хода электромобилей за последний 6 лет вырос на 56%

Средний диапазон запаса хода электромобилей за последний 6 лет вырос на 56% © electrek.co

Еще недавно доступные электромобили предлагали только 100 км на одном заряде батареи, что позволяло использовать их максимум в черте города при передвижении на небольшие расстояния. Сейчас же нормой становятся цифры на уровне 250-300 км, что делает электромобили привлекательной инвестицией для жителей пригородов. Триста километров это вполне достаточный ресурс, чтобы ездить весь день по делам, а потом гарантировано вернуться домой для подзарядки авто.

К слову, усовершенствование аккумуляторов — это главная исследовательская ниша у производителей электромобилей. Уже сейчас удалось добиться лучшей производительности АКБ при сохранении прежних размеров, только представьте, что будет через год, три или пять.
Ну и главное, электромобиль гораздо выгодней в эксплуатации, чем бензиновый, дизельный или газовый автомобиль, даже для Украины, где топливо стоит значительно заметно ниже, чем в Европе. Европейцы точно не привыкли переплачивать за чтобы то ни было, даже если нефти и газа у них в избытке, как в Норвегии — стране, которая является европейским лидером по покупке электромобилей, вот такой вот, парадокс.

Если привести простой пример в украинских реалиях, то зарядка самого востребованного у нас Nissan Leaf с батареей на 24 кВт•ч и запасом хода в 130-150 километров обходится приблизительно в 40 гривен, а теперь посчитайте стоимость бензина на этот же пробег, при среднем потреблении 10 литров на сотню в городе. Если отбросить постоянно меняющиеся цены, то это порядка 280 гривен, то есть использование электрокара экономит 240 гривен на каждой сотне километров. Даже если ваш автомобиль оснащен ГБО или самым прогрессивным дизельным агрегатом, разница все равно будет существенная.

Кроме того владельцы электромобилей не знают, что такое техническое обслуживание в обычном понимании этого слова. Системы авто с ДВС требуют постоянной проверки, настройки, замены расходных деталей и смазочных материалов, в свою очередь двигатель электромобиля может годами работать без осмотров и вмешательств.

«Дым отечества» — нам не сладок и неприятен

Ускоряет развитие электромобилей и национальная политика ведущих мировых государств. Только в текущем году с целью снижения уровня загрязнений и зависимости от нефтепродуктов, о намерениях полностью отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания объявил ряд европейских государств (Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия) и Китай. В Поднебесной, благодаря поддержке правительства уже продается наибольшее число электромобилей в мире (около 30% от общего числа), а в Японии зарядных станций для электромобилей стало больше чем топливных АЗС.

Экологические стандарты стали жестче и в Украине, с 2016 действует стандарт Евро-5, с 2020 внедряется еще более жесткий Евро-6. Это означает, что в Украину уже нельзя импортировать автомобили выпущенные раньше 2009, а скоро запретят и более новые модели. Не беремся утверждать каков приоритет внедрения данных стандартов: политический или экологический, скажем одно, уже сейчас ввозить электромобили в Украину значительно выгоднее чем топливные, тем более после принятия Верховной Радой постановления по отмене НДС и таможенных сборов на импорт электрокаров с 1 января 2018 года, сделавшего их стоимость ниже на 15-20%.

Самый востребованный электромобиль в Украине Nissan Leaf 2013-2015 годов

Самый востребованный электромобиль в Украине Nissan Leaf 2013-2015 годов

Сейчас основная масса электромобилей, преимущественно Nissan Leaf завозится в Украину из Соединенных Штатов. Это обусловлено тем, что при покупке электромобиля в США владелец получает субсидию от государства, что существенно удешевляет их стоимость даже на вторичном рынке. Тем не менее официальные европейские автодилеры таких компаний, как BMW, Renault и Hyundai уже заинтересованы в перспективном украинском рынке электромобилей, который демонстрирует наивысшие темпы роста (4% в год при среднемировом в 1%), планируя ввозить новые модели своих электромобилей официально.

Доступность электромобиля не за горами

Для большей часть украинцев электромобиль пока остается дорогим удовольствием. Новые модели действительно стоят немалых денег, а подержанный «народный электромобиль» Nissan Leaf 2014 года обойдется порядка 12-14 тысяч долларов.

Главное препятствие «доступности» электромобиля кроется в высокой стоимости АКБ, которая сейчас эквивалентна 209$ за 1 кВт•ч, при этом проблема снижения стоимости заключается не в дорогих компонентах батарей, а скорее в отсутствии необходимых производственных мощностей, которые бы удешевляли процесс производства. Каждый производитель выходит из сложившейся ситуации собственными силами, ведь конкуренция усиливается и каждый хочет быть лидером. К примеру Tesla строит свою Gigafactory, мощности которой хватит, чтобы заметно снизить стоимость собственных АКБ. Если подобных предприятий станет больше, то цена аккумуляторных батарей для электромобилей упадет в 2-3 раза.

Процесс снижения стоимости неизбежен, история развития промышленности помнит много таких примеров, из которых последним и самым запоминающимся было развитие «сотовой» связи и производства мобильных телефонов, которые на заре своего появления были предметом роскоши доступным лишь крайне состоятельным людям, а теперь не более чем обыденность.

Инфографика будущего снижения цены аккумуляторных батарей с параллельным увеличением их емкости

Инфографика будущего снижения цены аккумуляторных батарей с параллельным увеличением их емкости © bloomberg.com

График снижения цены на электромобили к 2030 году

График снижения цены на электромобили к 2030 году © ilsr.org

Согласно ведущим аналитическим агентствам мира, внимательно следящими за экономическими процессами, к 2025 году электромобили станут дешевле топливных машин, их стоимость опустится ниже отметки в 30 000 долларов с дальнейшим снижением до $25 тысяч к 2030-му году.

Инфраструктура — залог успешного развития отрасли

Определяющую роль в развитие рынка электромобилей играет инфраструктура, в этом плане Украина демонстрирует заслуживающую похвалу дальновидность. Число зарядных станций для электромобилей неуклонно возрастает, за год их общее число выросло в четыре раза, включая пункты скоростной подзарядки автомобилей.

Все станции зарядки электромобилей в Украине

Активно принимает участие в развитии инфраструктуры и правительство страны, проводящее тендеры на покупку зарядных станций, что по мнению ответственных министров (и правильному мнению) будет способствовать росту продаж электромобилей в стране.

Проблемой в казалось бы достаточно радужных перспективах, может стать готовность энергетической системы государства к росту потребления электроэнергии. По утверждениям специалистов, львиная доля электрокаров заряжается ночью когда в системе присутствует переизбыток энергии, поэтому постепенный рост числа электромобилей не окажет негативного влияния на энергосети и даже наоборот поможет сбалансировать потребление и перенаправить доходы от ночного использования энергии на развитие ее альтернативных источников.

Еще одна, но тоже решаемая проблема — отсутствие единых стандартов создания зарядных станций, прежде всего, мощных и высоковольтных, позволяющих в короткий промежуток времени зарядить электромобиль делая его полноценной альтернативой топливным автомобилям. Отсутствие стандартов влечет за собой некачественное установку и потенциальную угрозу техники и обслуживающему персоналу. В данном случае требуется однозначная поддержка государства, хотя бы в вопросе ответственности перед потребителем и возможности зайти на развивающийся рынок крупным операторам зарядных станций. Это проблема параллельного решения, когда с развитием рынка будут приниматься регулирующие его нормы и стандарты, тут невозможно действовать четко на опережение ни одной из сторон ввиду необходимости их полного взаимодействия. С другой стороны не хочется и тотального государственного контроля с кучей бюрократических проволочек, тормозящих развитие отрасли. В общем ожидается безболезненный компромисс, когда государства не мешает, а только помогает развитию бизнеса.

В Украине эксперты уже занимаются решением данного вопроса, предлагая свою концепцию развития рынка электрозарядных станций в Украине, в которой государство призвано выполнять функции защиты потребителя, а также сертифицировать оборудование и устанавливать определенные требования к программному обеспечению, то есть регулировать правила работы на рынке.

Развитие электромобилей в мире проходит все те же этапы, что и любая другая инновационная отрасль до этого: появление, увеличение спроса, удешевление продукции для массового потребления. Такой путь уже проходили топливные автомобили, компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны. Так что массовость и, к сожалению или счастью, обыденность электромобилей не за горами.

Автор: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌