Как Украине стать «второй» Норвегией в вопросах электромобильности?

Норвегия, Дания, Нидерланды и ряд других стран Западной Европы, давно достигли высокого уровня жизни, в контексте высоких доходов, безопасности и комфорта, которые являются устоявшейся нормой их развития. Сейчас же они определяют для себя другие цели повышения качества жизни, среди которых теперь превалируют забота об экологии, отказ от ископаемого топлива, сокращение вредных выбросов до нуля, абсолютный переход на электромобильность.

Особенно преуспела в этом Норвегия, которая стала воплощением всех указанных целей, уверенно шагая «впереди планеты всей» на пути к их реализации. Известно, что в абсолютных цифрах, Норвегия — это практически страна «победившего» электромобиля. Хотя в отличие от многих стран, располагает огромными разведанными запасами нефти и газа в Европе, являясь крупнейшим их экспортером, но тем не менее сознательно отказывается от использования углеводородов внутри страны, реализуя их финансовый ресурс для совершенно противоположных целей.

Почему же так происходит и чему Украина и весь остальной мир, могли бы научиться у Норвегии в вопросах проникновения электромобилей?

Для начала немного статистики. По состоянию на конец 2019 года доля продаж электромобилей на рынке страны составила 42% (60 316 чистых электрокаров), увеличившись на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Для сравнения в Украине за прошлый год продано 7 687 электромобиля, и хотя прирост за год в 72% это немало, но от общего количества всех проданных автомобилей в стране (учитывая б/у и новые модели), электрокары составляют мизерную долю.

Как же получилось, что Норвегия — нефтяная страна, преуспевает в продвижении электрокаров, а Украина — зависимая от импорта нефтепродуктов, но являющаяся экспортером электричества, значительно уступает, продолжая покупать автомобили с ДВС?

Отбросив вопросы ментальности и уровня доходов (тем более, что в Украине в избытке покупают и достаточно дорогих автомобилей), рассмотрим только суть или точнее уроки, которые можно извлечь из норвежского опыта для принятия электромобиля.

Во-первых, норвежское правительство предоставило населению стимулы, от которых ему было тяжело отказаться. Норвегия первой, еще в далеком 2001 году, когда о массовости электромобилей только мечтали, освободила электрокары от уплаты налогов, включая 25% налог на покупку нового электромобиля (что естественно снизило поступления в госбюджет).
Украина, к примеру, решилась на это только 2 года назад, отменив НДС, но сохранив взнос в пенсионный фонд при первой регистрации и акциз на батарею, что сразу же возымело эффект на распространении электрокаров и отразилось в приросте продаж.

Во-вторых, правительство Норвегии обеспечило электрокарам:

  • бесплатную парковку;
  • использование выделенных линий общественного транспорта в любое время;
  • свободный проезд по платным магистралям и мостам;
  • бесплатный въезд в центр крупных городов;
  • использование муниципальных зарядных станций в центре города.

В отношении Украины, можно конечно возразить, что наша дорожная инфраструктура в большинстве своем не предполагает и половины из этого, поэтому и говорить не о чем. Но даже, если взять под контроль хотя бы вопрос полос общественного движения, парковок и доступа к бесплатной муниципальной инфраструктуре, эффект проникновения EV может быть поразительным.

Третье и вероятно самое главное, без чего все эти инициативы не имеют смысла. У Норвегии есть четкая цель, возведенная в ранг национальной политики — полный отказ от ДВС к 2025 году. Учитывая темпы с которыми движется страна — цель абсолютно реальна.
Украина, к сожалению, такой цели не имеет и даже не предполагает, что является главным препятствием на пути к масштабному проникновению электромобилей. Единственными, хоть и немаловажными факторами, которые заставляют украинцев на данном этапе покупать разные по цене электромобили, являются беспошлинный импорт, экономия на топливе, эксклюзивность, инновационность и премиальность моделей.

Заключительным уроком, который могла бы извлечь Украина, служит внимание к развитию зарядной инфраструктуры, строительство которой в Норвегии курируется и поощряется государством. В Украине же этим пока занимаются исключительно частные компании, делая это без помощи и даже с саботажем со стороны государства, сумев при этом создать в крупных городах хорошо развитую инфраструктуру. В актив государству в этом вопросе, можно отнести разве что принятый закон, подразумевающий штрафы для тех, кто паркуется на местах для зарядки электромобилей.

Автор: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌