Кобальт считается стратегическим металлом, так как он является ключевым ингредиентом производства аккумуляторных батарей.
Многие аналитики утверждают, что это самый важный металл 21 века. Его цена увеличилась в четыре раза за последние два года, и это может быть только началом. В Bloomberg New Energy Finance считают, что мировой спрос на кобальт может увеличится в 47 раз к 2030 году. Кроме этого кобальт имеет свою темную сторону, так как 63% мировых поставок металла осуществляется из Демократической Республики Конго, страны раздираемой войной и где широко применяется детский, фактически рабский труд. Кроме того, большая часть кобальта производится как побочный продукт добычи полезных ископаемых, таких как медь и никель, поэтому вопрос определения на него спроса и предложения является сложным. Подробное исследование рынка кобальта утверждает, что будущий дефицит этого металла почти неизбежен.
Так что же все это значит для автомобильной промышленности?
Безусловно, в целом, это плохие новости для автомобильной промышленности, но есть основания полагать, что грядущий кобальтовый дефицит сильно затронет только «старую гвардию» автопрома, но в меньшей мере калифорнийского возмутителя всеобщего спокойствия Tesla.
Как выкручивается Tesla?
Дело в том, что уже сейчас Tesla использует около 80% никеля, 15% кобальта и 5% алюминия в своих батареях, в то время как большинство других автопроизводителей (за исключением Toyota) примерно равные доли этих компонентов. Таким образом батареи Tesla уже используют значительно меньше кобальта.
В мае этого года руководство компании объяснило акционерам и аналитикам, как Tesla избавляется от кобальтовой зависимости. Было отмечено, что вместе со своим партнером Panasonic они сократили потребление кобальта на 60%, с тех пор как выпущен первый Roadster, а с 2012 по 2018 год среднее потребление кобальта в Tesla снизилось с 11 до 4,5 кг на один электромобиль.
По словам топ-менеджеров компании, Tesla и дальше работает над тем, чтобы снизить использование кобальта, что должно буквально через несколько лет позитивно отразится на общей стоимости батарей.
Илон Маск и его партнеры из Panasonic планируют вдвое сократить содержание кобальта в батарея за два-три ближайших года (а после и вовсе отказаться от него) и заявляют, что на уровне исследований и разработок такие батареи уже есть, но их эффективность еще требует оценки.
Мнение специалистов
Говоря откровенно, ведущие аналитики и даже самые большие симпатики Илона Маска, скептически относятся к полному отказу от кобальта в электромобилях, поскольку он обеспечивает крайне важные функции (долговечность и безопасность батарей, при уменьшении его содержания снижается жизненный цикл и увеличивается риск перегрева, что может привести к возгоранию), а полный отказ от него может произойти только при радикальном переходе на совершенно другую химическую структуру батарей. Они утверждают, что даже при самом минимальном использовании кобальта, общий спрос на электромобили будет увеличиваться настолько быстро, что его все равно будет не хватать, ведь даже в то время, как компании работают над снижением его доли в батареях, требуемое его количество не уменьшается. В то же время они реально понимают, что альтернативную технологию без применения кобальта придумают не раньше чем через 5-10 лет.
Чего ожидать в будущем?
Если аналитики правы о предстоящем кризисе кобальта, все автопроизводители, в том числе Tesla ощутят последствия, хотя последняя без сомнений будет менее уязвима при повышении цены или дефиците металла.
По материалам: bloomberg.com & medium.com. Подготовил: hevcars.com.ua