Во время выставки экотранспорта EcoDriveExpo 2018 главному редактору портала про экологически чистые виды транспорта Hevcars.com.ua удалось пообщаться с представителем «Renault Украина», Александром Мытником, который очень подробно и содержательно рассказал о том, как компании удалось добиться запуска официальных продаж электромобилей Renault в Украине.
Какие трудности пришлось преодолеть «Renault Ukraine», чтобы добиться официальных продаж электромобилей ZOE и Kangoo Z.E. в Украине?
— Renault со своими электромобилями может зайти на рынок только тех стран, где развита инфраструктура зарядок. Помимо зарядной инфраструктуры нужны еще дилерские центры, которые могли бы не только продавать электромобили Renault, но и обслуживать и заряжать их.
Когда в 2015 году компания «Renault Ukraine» задумалась о выводе на рынок Украины электромобилей, возник вопрос зарядок — их было мало и они не подходили по стандартам. В Украине также не было ни одного дилерского центра, который мог бы и был готов продавать электромобили Renault. Чтобы понять, как изменить эту ситуацию, мы проконсультировались с главным офисом Renault во Франции и в 2016 году запустили процесс оценки и изучения рынка, зарядной инфраструктуры и возможностей для поставки электромобилей.
В 2016 году рынок электромобилей в Украине начал активно расти и это стало главным нашим аргументом при общении с французскими коллегам по поводу запуска продаж электромобилей Renault в нашей стране
В 2016 году рынок электромобилей в Украине начал активно расти и это стало главным нашим аргументом при общении с французскими коллегами. Начали появляться общественные зарядные станции, количество которых можно посмотреть на карте PlugShare, однако их нужно было проверить на пригодность для зарядки электромобилей Renault. Так, было решено провести первый ZOE тур по зарядным станциям Украины.
ZOE тур — это обязательное условие для официального запуска продаж электромобилей Renault? Он был проведен во всех странах, где продаются электромобили компании, или только в Украине?
— ZOE тур проходит во всех странах, где компания планирует запустить официальные продажи своих электромобилей. Renault осуществляет проверку зарядных станций по той причине, что в электромобилях компании встроен инвертор (им оснащают зарядные станции), который требует стандартизированный подход к зарядке, чтобы не повредить энергосистему электромобилей..
Чтобы запустить официальные продажи электромобилей Renault, мы должны гарантировать клиентам доступ к качественным сертифицированным зарядкам, что в украинских реалиях гарантировать было трудно до сегодняшнего момента.
Мы предлагаем нашим клиентам зарядные станции компаний-партнеров, который они могут установить в частном доме или в любом другом месте, например возле работы, чтобы не зависеть от общественной зарядной инфраструктуры.
По статистике компании Renault, 85% клиентов, покупающих электромобили заряжаются дома
По статистике, которой владеет компания Renault, 85% клиентов, покупающих электромобили, в основном заряжаются дома, и только в тех случаях, когда они передвигаются на дальние расстояния, они могут воспользоваться общественными зарядными станциями на парковках возле торговых и бизнес центров, на АЗС. Конечно, для передвижения на дальние расстояния 300 км запаса хода недостаточно, поэтому владельцам электромобилей приходится правильно планировать поездку, отводя время на зарядку.
Большинство владельцев электромобилей выезжают из дома с полностью заряженной батареей и ездят в пределах города, поскольку батарея емкостью 22 кВт•ч (у Renault ZOE первого поколения) много проехать не позволяет. Запас хода в 150 км возможен при езде по городу и в спокойном режиме, когда задействована система рекуперации. При передвижении по трассе вы не тормозите, поэтому дополнительная энергия не поступает в батарею.
Новый аккумулятор емкостью 41 кВт•ч (у Renault ZOE второго поколения) позволяет проехать уже не 150 км, а 300 км на одном заряде, что вполне достаточно для езды по городу и даже за его пределами.
ZOE тур стал важным и решающим шагом в стремлении компании запустить официальные продажи электромобилей Renault в Украине
Возвращаясь к ZOE туру, могу сказать, что он стал важным и решающим шагом в стремлении компании запустить официальные продажи Renault ZOE и Kangoo Z.E. в Украине, поскольку на момент его проведения в первый раз в 2017 году уже было создано 3 дилерских центра в Одессе, Львове и Киеве, которые должны были пройти сертификацию и подготовиться к продаже электромобилей (наладить зарядную инфраструктуру, СТО, обслуживающий персонал). Специалисты, нанятые дилерскими центрами в Украине, должны были пройти специальную подготовку во Франции и получить сертификат. Так вот, если дилерские центры были готовы к официальному запуску продаж электромобилей Renault, то зарядная инфраструктура — нет.
В ходе проведения специалистами из Франции первого двухнедельного ZOE тура в апреле 2017 года стало понятно, что большинство общественных станций, установленных в Одессе, Львове и Киеве, не соответствуют существующим стандартам качества в Европе и не могут получить сертификат европейского образца ZE Ready. Проверялись зарядные станции только в тех городах, где были открыты дилерские центры Renault. Наиболее подходящая для зарядки электромобилей Renault зарядная инфраструктура — во Львове (90% из 100), наименее подготовленными оказались Киев и Одесса (65% из 100). Зарядные станции в этих городах проверяли 2 технических специалиста и 2 эксперта «flying doctors» из Франции, которые специально под тур привезли на автовозе 2 электромобиля Renault ZOE c запасом хода до 400 км (по циклу NEDC). Они строили свой маршрут по зарядным станциям так, как это был делал простой обыватель, используя различные сервисы и приложения для поиска зарядных станций.
15% зарядных станций, прошедших проверку во время первого ZOE тура, были вовсе не подключены к сети
Главными критериями оценки были: доступность зарядной станции (насколько легко ее найти), соответствие мощности зарядной станции указанной информации в приложении, технические параметры (например, есть ли заземление) и исправность системы зарядки. Были случаи, когда зарядные станции, указанные на карте, просто были не подключены к энергосистеме, стояли как столбы. Я вам скажу, что 15% проверенных станций были не подключены к сети.
Первый ZOE тур закончился тем, что нам не дали разрешение на запуск официальных продаж электромобилей Renault. После окончания тура мы разработали ряд рекомендаций для операторов, чтобы те устранили неполадки, которые мы нашли при тестировании зарядных станций.
В Украине зарядная инфраструктура начала развиваться с появлением американских Nissan Leaf c разъемами Type 1 J1772 и CHAdeMO, которые не подходят для европейских электромобилей
В Украине было немного операторов, которые установили зарядные станции с разъемом для зарядки Renault ZOE — Type 2 Mennekes. Большинство компаний сделали ставку на зарядки под американские Nissan Leaf (Type 1 J1772, CHAdeMO), которых навезли в Украину много. Мы проверяли зарядные станции с позиции клиентов, которым мы не можем предложить никаких переходников кроме трехфазного кабеля с разъемом Type 2 Mennekes. Отмечу, что для запуска продаж электромобилей Renault в стране должно быть не менее 80% сертифицированных зарядных станций, а в Украине в 2017 году их было всего 70%.
После первого ZOE тура мы целый год работали с операторами и частными владельцами по улучшению качества их зарядных станции.
После первого ZOE тура вы провели такой же второй? В каких городах он проходил, осматривались ли зарядные станции, проходившие проверку в первом ZOE туре? Исправили ли операторы неполадки в проверенных вами зарядных станциях?
— С момента проведения первого ZOE тура и проверки дилерских центров в 3 городах (Одесса, Киев, Львов) многое поменялось. Было открыто еще 6 дилерских центров, прошедших подготовку и сертификацию Renault, в 6 городах Украины, которые попали в список проверки второго ZOE тура в феврале 2018 года. 9 дилерских центров Renault находятся в Киеве (4 центра), Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепре и Николаеве.
Подготовка новых дилерских центров длилась не мало времени. Сначала нужно было отправить по 2 специалиста от каждого центра на 2-х недельное обучение во Францию, затем протестировать их в работе. После предстояла установка зарядных станции на территории дилерских центров, среди которых не все подходили для это цели, поскольку первоначально никто не подразумевал, что понадобиться вывести кабеля определенной мощности для подключения зарядных станций к электросети.
Целью второго ZOE тура была проверка качества зарядных станции, получивших неудовлетворительную оценку в первом ZOE туре, и новых зарядных станции и пунктов в тех городах, где были открыты новые дилерские центры. Мы хотели проверить, действительно ли операторы выполнили наши рекомендации и устранили неполадки на своих станциях, а также понять, можем ли мы рекомендовать те или иные зарядные станции клиентам во всех 6 городах.
Все зарядки для электромобилей Renault должны соответствовать европейскому стандарту ZE Ready
Проблема большинства операторов зарядных станций состояла в том, что они не могли понять, какому стандарту должны отвечать их агрегаты. Многие операторы установили станции для зарядки Nissan Leaf, которые не подходят для зарядки электромобилей Renault. После проверки мы посоветовали таким операторам установить зарядки европейского стандарта ZE Ready или сертифицированные для зарядки электромобилей Renault. Если они заинтересованы в обслуживании клиентов Renault, им придется исправить ошибки вплоть до установки новой зарядной станции.
В каких городах во время второго ZOE тура были наиболее подходящие зарядные станции?
— Львов как был так и остался лидером зарядных станций (90%). Улучшилась ситуация с зарядными станциями в Одессе (90%). Киев — на прежнем уровне (65%). В Днепре все зарядные станции оказались пригодными для зарядки электромобилей Renault на все 100%.
Почему для открытия дилерских центров не рассматривали Харьков и не проводили ZOE тур там?
— Поскольку в Харькове нет дилерских центров, готовых продавать электромобили, мы его не включили в ZOE тур. Чтобы стать сертифицированным дилером электромобилей Renault, необходимы миллионные вложения. Главные офис компании в Франции не финансирует открытие дилерских центров, все затраты ложатся на плечи тех, кто готов привозить электромобили Renault официально.
Все затраты на открытие дилерского центра по продаже и обслуживанию электромобилей Renault покрываются местными дилерами в Украине
Местные дилеры возможно посчитали, что в Харькове лучше продаются Nissan Leaf за $10 000, нежели Renault ZOE за $30 000. В этом городе есть 2 дилерских центра Renault, которые продают бензиновые автомобили и пока еще не решились на продажу электромобилей.
В Ивано-Франковске решили, что будут продавать электромобили Renault, поскольку есть спрос, а привезти местные дилеры их могут только будучи сертифицированными поставщиками. Дилерский центр, который не сертифицирован компанией Renault, не имеет права продавать электромобили.
Есть ли у Renault свои зарядные станции?
— Renault не производит зарядные станции, выпуская только автомобили (электрические и бензиновые). Компания провела тендер в 2016 году, в рамках которого отбирались компаний, которые производят зарядные станции, подходящие для электрокаров Renault. Тендер выиграла французская компания Schneider Electric, с которой Renault скоро подпишет контракт на поставку зарядных станций.
Тендер также выиграл Tesla Club Украина, который специализируется на установке зарядных станции, именно их станции во Львове получили лучшую оценку экспертов ZOE тура. С ними Renault также подпишет контракт о поставке и установке зарядных станций.
Главным требованием к поставщикам зарядных станций являлось наличие сертифицированных специалистов по установке и ремонту
В любом из 9 наших сертифицированных дилерских центров в Украине клиент сможет купить не только электромобиль, но и зарядную станцию, которую ему установят и настроят сертифицированные специалисты.
Нашим главным требованием к поставщикам зарядок являлось наличие сертифицированных специалистов, отвечающих требованиям ZE Ready, в тех городах, где есть наши дилерские центры, чтобы клиент, купивший электромобиль и зарядку в Днепре не ждал их из Киева.
Как вы решили вопрос с разрешением на установку зарядных станций?
— Поскольку установка зарядных станций будет осуществляться нашими дилерскими центрами, проблем с получением разрешения на этот вид деятельности не было. Например, в Ивано-Франковске дилерский центр столкнулся с тем, что у него не было мощности и технических ресурсов для зарядки электромобилей. Руководство этого дилерского центра обратилось в ПАО «Прикарпатьеоблэнерго», чтобы те проложили более мощные кабели к сети, чтобы появилась возможность установить 44 кВт зарядную станцию на 2 порта и обеспечить большей мощностью сам дилерский центр!
Станции, которые подходят для зарядки электромобилей Renault, платные или бесплатные?
— Большинство зарядных станций в Украине пока еще бесплатные, что понравилось французам, которые не привыкли к такому. Им также понравилось, что на АЗС, где были установлены зарядные станции, есть полноценные кафе и рестораны, в которых можно поесть, пока заряжается электромобиль.
Об особенностях продажи и обслуживания ZOE и Kangoo Z.E. в Украине читайте в следующем интервью с Александром Мытником →
Автор: hevcars.com.ua