Если мы хотим остановить изменение климата, то электромобили в этом будут играть определяющую роль. На сегодня, избавиться от выхлопной трубы — это общее стремление.
Как минимум семь государств планируют издать запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в грядущие несколько десятилетий, а маячащие в перспективе рынки таких стран, как Великобритания, Франция и, прежде всего, Китай (крупнейший покупатель автомобилей в мире) это повод для всеобщей мобилизации автомобильной промышленности, с целью удовлетворить растущий спрос на электрокары.
Заявления о начале производства электромобилей от крупнейших мировых производителей слышны регулярно. Недавно Ford объявил о планах выпустить 24 гибридных и электрических авто к 2022 году. General Motors уже в деле, наряду с Jaguar Land Rover, Volvo и Aston Martin.
В тоже время мы встретим больше проблем, нежели готовых решений на пути к чистому, экологичному будущему. Поэтому, если вы заряжены на новый тип драйва, вот несколько вопросов, которые нужно задать самим себе.
1. Сколько топливных автомобилей нужно убрать с дорог и что с ними делать?
Страны которые хотят избавиться от топливных автомобилей являются потенциальными рынками с неограниченными возможностями для реализации электромобилей. Если потребительский интерес к личным автомобилям останется постоянным, мы можем использовать текущие показатели продаж, чтобы оценить сколько электрокаров понадобится.
Но тут же возникают вопросы, готовы производители к такой быстрой переориентации производств и куда девать огромное количество старых топливных автомобилей, ведь утилизация такого числа машин может растянуться на годы и при этом ущерб от ее не совсем экологичной реализации, будет большим, чем плюс замены ДВС авто на электрокары.
2. Как удовлетворить огромный спрос на батареи?
Японские автопроизводители (Toyota и Honda) все еще пытаются создать приемлемые варианты автомобилей на топливных элементах, но пока без особого потребительского успеха. Это указывает на то, что новые электромобили будут создаваться на доступных технологиях на основе литий-ионных батарей. Чистые электрокары будут требовать больших емкостей АКБ, гибридные автомобили обойдутся меньшими, продолжая использовать топливные двигатели в качестве резервного источника.
Tesla прогнозирует, что она будет производить ежегодно около 35 гигаватт-часов, на крупнейшей фабрике в мире Gigafactory, которую готовятся запустить в Неваде. Но уже в ближайшие несколько лет, нам понадобиться гораздо больше. Скоро электромобили вытеснят бытовую электронику из числа главных потребителей батарей, ведь им понадобится намного большая емкость, чем сейчас нужна смартфонам и ноутбукам.
3. Как будут заряжаться электромобили?
Любая батарея нуждается в энергии, а электромобили не станут панацеей при борьбе с изменениями климата, если эта энергия будет исходить от грязных источников, таких как уголь, нефть или природный газ. Может сложиться странная ситуация, когда преимущества электромобиля будут зависеть от того, как он заряжен, потому что все сводится к локальному начальному источнику энергии. Иногда может оказаться, что электромобиль еще более вреден, чем обычный автомобиль, поскольку он заряжен от источника, электричество для которого произведено тепловой станцией сжигающей тысячи тонн угля. Такая парадоксальная ситуация сложилась в Индии, где ваш электромобиль такой же «экологичный», как и обычный потребляющий 8 литров бензина на сотню километров пробега. Все дело в том, что в стране львиная доля производства электроэнергии по-прежнему основано на сжигании ископаемых видов топлива.
Есть и прямо противоположные примеры, Норвегия — страна номер один в Европе по запасам природного газа, для собственного потребления использует на 90% возобновляемые источники энергии и лидирует среди всех европейских стран по продажам электромобилей. Пример страны показательный в том плане, что цивилизованный мир движется к альтернативным источникам энергии даже когда ископаемых хватает в избытке.
4. Где берется сырье для АКБ?
Даже если все энергоснабжение в мире будет производиться из альтернативных, чистых источников энергии, нам все равно нужно будет масштабно увеличить добычу кобальта, лития, и других сырьевых ингредиентов, чтобы создавать батареи и делать это непрерывно. Тут же возникает вопрос, а где же и каким образом добывается сырье?
К примеру, более 60 процентов мирового кобальта — основной ингредиент для электродов литий-ионных аккумуляторов — поступает из Демократической Республики Конго, где нарушения прав человека одна из главных проблем государства и фактическая добыча ведется в нечеловеческих условиях труда при постоянных стачках и перебоях со снабжением. Кроме того вам будет приятно осознавать, что вы ездите на транспортном средстве для изготовления отдельных элементов которого, ежедневно рискуют и расплачиваются жизнью тысячи людей?
Что же делать, чтобы электромобильная сфера не оказалась в западне собственных амбиций?
Безусловно усовершенствовать всю отрасль комплексно, ведь не даром исследователи уже непрерывно работают над новыми батареями, которые потребуют меньше проблемных ингредиентов, а также максимально безвредной утилизации или вторичной переработки.
Государства рискнувшие объявить запрет ДВС должны еще более активно развивать альтернативные источники энергии.
А люди должны понять смысл отказа от прежних технологий в пользу будущего, прежде всего собственных детей и грядущих поколений. В конце концов, если уже сейчас не искать выход из сложившейся ситуации, победит глобальное потепление или другой вызванный неконтролируемыми выбросами катаклизм.
По материалам: wired.com. Подготовил: hevcars.com.ua