Данный вопрос — краеугольный камень споров приверженцев традиционных автомобилей с ДВС и более прогрессивной части общества отдающей предпочтение электромобилям. Дать точный ответ на него, задача не из легких — довольно много упрямых фактов, которые говорят, как пользу одних, так и других. Тем не менее, уже написанные материалы, а также исследования, результаты которых не пролоббированы нефтяными компаниями говорят о том, что электромобили гораздо толерантней к окружающей среде, чем топливные авто.
Кто эффективнее расходует энергию ДВС или электродвигатель?
Главное преткновение в спорах возникает из-за того, что электромобили несмотря на «чистый выхлоп» заряжаются энергией, которую вырабатывают неэкологичные электростанции работающие на ископаемом топливе.
Хороший ответ в пользу электрокаров на это утверждение дает недавнее исследование ЕС, показавшее, что электрический автомобиль, использующий энергию топливной электростанции расходует только две трети энергии бензинового автомобиля проезжающего такое же расстояние.
В цифрах это выглядит следующим образом:
100 км на бензиновом авто | 100 км на электрическом авто |
---|---|
Требуют 26 Мдж, чтобы получить топливо из земли и доставить его к автомобилю. Сам топливный автомобиль использует 142 Мдж чтобы преодолеть указанное расстояние. | Требуют 74 Мдж для выработки и транспортировки электричества к автомобилю. Сам электрокар требует только 38 Мдж для своего передвижения. |
Указанные цифры четко показывают, что электрический автомобиль потребляющий электричество выработанное на ископаемым топливом более рационально расходует энергию, чем топливные автомобили. Одним словом, в глобальном масштабе электрокары сжигают гораздо меньше ископаемого топлива хоть и продолжают его потреблять.
Тут же снова можно сделать оговорку на то, что выброс парниковых газов остается, но с распространением электрокаров он снижается в местах их массового использования, оставляя «углеродный след» только в локациях добычи топлива и генерации энергии, то есть за пределами городов. Похвастаться тем же самым, топливные автомобили не могут, так как давно доказано, что в пределах городских агломераций именно они главные виновники загрязнений воздуха и формирования парникового эффекта.
Электромобили — экологичны, а энергия для них..?
Довольно часто в вопросе насколько экологичны электрокары, акцент нужно делать не на самих автомобилях, а энергии которую они потребляют. Дело в том, что в отдельных регионах мира использование электромобилей (заметьте — мы говорим использование, а не производство о котором поговорим далее) может быть абсолютно экологичным, то есть даже без намека на какой-либо парниковый эффект или «углеродный след».

Получение электроэнергии от альтернативных и «грязных» источников © qz.com
Самый яркий пример Норвегия, где большую часть энергии вырабатывают гидроэлектростанции и возобновляемые источники. В отдельных регионах этой страны вы можете ездить на электромобиле в прямом смысле с нулевым выхлопом. Так что «экологическая чистота» электромобиля зависит от региона использования. О чем это говорит? В странах где выработка энергии основана на ископаемом или ядерном топливе — экологичность электрокара будет одной величины, в государствах с развитой альтернативной энергетикой — совсем другой.
Таблица. Выбросы парниковых газов электрокарами в эквиваленте грамм на км в зависимости от источника энергии:
Вид топлива/Тип авто | Нефтепродукты | Ископаемое топливо | Ядерное | Альтернативное |
---|---|---|---|---|
Бензиновые автомобили | 125 | — | — | — |
Электромобили с увеличенным запасом хода (REEV) | 102 | 73 | 26 | 24 |
Гибриды (HEV) | 83 | — | — | — |
Плагин-гибриды (PHEV) | 82 | 74 | 59 | 59 |
Чистые электромобили (BEV) | 91 | 57 | 2 | 0 |
Исходя из таблицы видно, что нефть наиболее грязный ресурс, так в чем же проблема — в электрокарах или производстве энергии?
Как насчет экологичности производства электромобилей?
И снова говорят цифры. Да, согласно исследованиям консалтинговой компании Ricardo производство обычного топливного автомобиля будет включать выбросы в эквиваленте 5,6 т CO2, тогда как для среднего электромобиля эта цифра составляет 8,8 т CO2, данные не в пользу электрокаров. Кроме того, почти половина от выбросов электромобиля приходится на производство аккумуляторных батарей, к которым очень много вопросов, таких как использование в производстве кобальта, который добывают в рабских условиях.

Производство электромобиля Nissan Leaf © newsroom.nissan-europe.com
На данном этапе развития электромобильной отрасли тут во многом можно согласиться со скептиками. Но, проблема с кобальтом уже решается, а вот если продолжить рассуждать о теме статьи «насколько экологичны электромобили», то даже большие выбросы вредных веществ электромобилями в момент их производства (включая батареи), с лихвой компенсируется меньшими выбросами в процессе дальнейшей эксплуатации. То есть, после своего производства электромобиль в разы менее вреден даже при зарядке энергией от угольной электростанции, чем постоянно заправляющийся бензином/дизелем топливный автомобиль.

Сборка аккумуляторной батареи Nissan Leaf © newsroom.nissan-global.com
Решиться проблема с кобальтом или же измениться технология производства АКБ, этот пункт станет очередным активом «ЗА» в том, что электромобили действительно экологичны. Пока можно сказать, что в этом вопросе паритет.
Что насчет утилизации аккумуляторов?
На данном этапе, аккумуляторные батареи малая угроза экологичности, в связи с тем, что вариаций их использования огромное количество. Подробно, прочитать о том, что будет с миллионами отработанных аккумуляторов электромобилей можно здесь, поэтому особо акцентировать на этом внимание нет смысла.
Слишком много электромобилей это плохо
Откровенная чушь. Разве нынешнее количество топливных авто — это благо? Тем более, что электромобильная отрасль подразумевает скорейший переход к совместному использованию транспортных средств — каршерингу, то есть в крупных городах личный транспорт заменят электрокары, которые можно будет брать напрокат как велосипед или использовать как общественный транспорт, который едет не по маршруту, а куда нужно сидящим в нем пассажирам. С таким подходом электромобили скорее сократят число автомобилей или просто заменят количество уже существующих.

Электромобильный пробег в Киеве через топливные заправки
Итак, по факту экологичность электромобилей пока еще можно подвергнуть сомнению, только откровенный фанатик будет утверждать обратное. Но в вопросе насколько экологичны электромобили, вывод, а точнее вердикт напрашивается такой — в конечно счете, несмотря на нюансы производства или добычи к ним ископаемых, электрокары однозначно экологичнее, то есть меньше вредят экологии в плане выбросов в атмосферу вредных веществ, чем любые типы топливного транспорта. И в дальнейшем, развитие электромобильной отрасли будет идти только по пути минимизации вреда экологии, тогда как топливные автомобили на сегодня уже завершили эволюционное развитие и попросту не в состоянии стать «чище».
По материалам: theguardian.com & dw.com. Подготовил: hevcars.com.ua