На сколько электрические автомобили вредны для окружающей среды?

Чем больше появляется на рынке электромобилей, чем активнее пересаживаются на них водители, тем жарче становятся спор «а действительно ли электромобиль настолько безвреден?».

Электромобили или автомобили с ДВС

Электромобили или автомобили с ДВС

Найти какую-либо стоящую аналитику даже в интернете достаточно проблематично, поскольку большая часть написанных на эту тему статей оплачена для явного лоббирования интересов нефтеперерабатывающих компаний и заинтересованных лиц. В статьях подобного рода всплывают мифические факты «о невероятном износе дорожного покрытия и резины электромобилями», что якобы гораздо больше вредит экологии, чем выбросы ДВС, придумываются ничем не подтвержденные исследования «британских ученых», которые снова же якобы «научно» доказали, что современные электромобили еще не слишком экологичны и на их доработку требуется время. Одним словом, откровенной «джинсы» гораздо больше, чем адекватного оценочного материала.
Кстати, не стоит думать, что это характерно, только для украинского медиапространства, подобных «исследований» хватает в европейских и американских изданиях.

Что характерно, производители электромобилей и даже их владельцы крайне редко вступают в полемику с противниками или сомневающимися в перспективах электрокаров. Одни просто делают свое дело, вторые пользуются их достижениями. Им ничего не нужно доказывать, они просто понимают, что подобные споры были не так давно, когда скептики утверждали, что мобильный телефон вызывает рак мозга, а электронная почта оставит без работы сотни тысяч почтальонов.

Но мы не смогли остаться в стороне и решили высказать свое мнение, и возможно развеять сомнения в вопросе: вреден ли электромобиль? Для этого мы взяли несколько самых спорных и активно обсуждаемых вопросов и попробовали дать на них объективный ответ.

Прямые и непрямые выбросы электромобилей

Данный вопрос, является краеугольным камнем всех противников электромобилей. Утверждается, что электрокары не слишком влияют на снижение выброса вредных веществ и не оказывают положительного влияния на окружающую среду. Это самое популярное заблуждение нивелируется самым простым образом. Для этого достаточно привести в пример понятие «углеродный след».

Цепочка вредных выбросов или углеродный след

Цепочка вредных выбросов или углеродный след

Данное определение наочно демонстрирует преимущества электромобиля. Понятие углеродный след включает в себя все этапы вредных выбросов, которые связаны с использованием автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и это не только непосредственно выбросы из выхлопной трубы, но и все выделения, которые происходят для того чтобы привести конкретные автомобили в движение. Это выбросы при добывании и транспортировки нефти, переработки ее в топливо, его перевозки к заправочной станции, выбросы связанные с производством автомобилей и их техобслуживанием.

Как видим цепочка вредных выбросов или углеродного следа довольно велика. А теперь подумаем, сколько из этой цепи исключается негативных моментов при использовании электромобиля. Пожалуй все, кроме определенных затрат на производство и транспортировку самих автомобилей. В результате видно, что прямые и непрямые выбросы электрокаров существенно ниже традиционных автомобилей.

С увеличением числа электромобилей вырастет потребление энергии, которое производится не самым экологически чистым способом

На сегодняшний день, данную скептическую оценку еще можно оправдать. Да, действительно энергосистемы многих стран и Украины в том числе, возможно не готовы к массовой эксплуатации электромобилей. Да, электричество во многом вырабатывается тепловыми и атомными станциями, которые тяжело назвать экологически чистыми. Но! Неужели, огромный нефтеперерабатывающий завод или несколько таких, несут меньшую угрозу, чем тепловые электростанции. Разве противились люди массовому использованию электронных гаджетов, энергию для которых вырабатывают атомные станции. Да и вообще, кто не знает, современный электромобиль тратит на быструю зарядку аккумуляторных батарей около 30 минут, это иногда меньше, чем заряжается старый мобильный телефон или ноутбук.

ТЭС Украины

ТЭС Украины

Несмотря на весь промышленный негатив, нельзя не упомянуть, что атомные и тепловые электростанции находятся вне пределов городов, часто образуя отдельную производственную локацию, в тоже время электромобили с нулевым уровнем выбросов рассчитаны непосредственно на эксплуатацию в густонаселенных мегаполисах, которые страдают от переизбытка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, рабочие выхлопы которых и являются основным источником загрязнений. Именно в этом состоит главный плюс электрокаров, очистить густонаселенные зоны от вредных выхлопов, предотвратить образование смогов, сделать крупные города более комфортными для жизни.

Загрязнение автотранспортом крупных городов

Загрязнение автотранспортом крупных городов

К тому же, мир переживает настоящий бум альтернативной энергетики, которая скорее всего займет немаленький процент от общего числа вырабатываемой энергии. Многие производители электромобилей, как раз и работают в кооперации с компаниями занимающимися производством солнечных панелей, которые способны альтернативным образом заряжать электрокар, не используя основные энергосети.

Для украинских скептиков использования электромобилей, хочется напомнить, что Украина, как ни странно, одно из самых активных государств по внедрению альтернативных технологий получения энергии, что в свою очередь еще больше должно способствовать популяризации электромобилей.

«Солнечная» зарядная станция для электромобилей

«Солнечная» зарядная станция для электромобилей © cleantechnica.com

Еще один момент, который обходят стороной критики электрических автомобилей, состоит в том, что большая часть электрокаров заряжается в ночное время, период самых низких тарифов и переизбытка энергии, поэтому при определенных раскладах электромобили даже помогают выровнять баланс вырабатываемой и потребляемой энергии.

Производство аккумуляторных батарей для электромобилей — одна из самых вредных отраслей промышленности

С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Производство АКБ для электромобилей не самая экологичная отрасль, но в процентном соотношении, выпуск аккумуляторов не в пример экологичнее, указанному ранее «углеродному следу». Да, в них используются химически вредные компоненты, да используются производные нефти, но в тоже время компоненты АКБ подлежат практически полной переработке и утилизации, которая оставляет после себя незначительный объем не переработанного материала. Кроме того, в качестве конечного продукта, АКБ электромобилей абсолютно безопасны, не окисляются, не производят вредных и ядовитых испарений. И если на то пошло, тонущее судно с комплектами батарей, гораздо безопасней для окружающей среды, чем танкер с пробоиной или взорвавшаяся нефтяная платформа у побережья Мексиканского залива.

Взорвавшаяся нефтяная платформа Deepwater Horizon у побережья Мексиканского залива

Взорвавшаяся нефтяная платформа Deepwater Horizon у побережья Мексиканского залива © reuters.com

Отработавшие ресурс комплектующие электромобилей угроза экологии

Ну вот это утверждение, как минимум смешное, но больше глупое. Если представить себе конструкцию электромобиля, станет очевидным, что общее число комплектующих трансмиссии электромобиля в десятки раз меньше, чем у обычного автомобиля. Соответственно риск поломки, необходимость замены конкретной детали существенно снижается. Вместе с этим снижаются затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и как результат общее содержание электромобиля.

Аккумуляторные батареи, как утверждают многие, несущие самую главную угрозу, утилизируются на 98% практически у всех электромобилей. Кстати, почему не спросить у борцов за экологию, куда деваются все свинцово-щелочные аккумуляторы, такие безопасные и поддающиеся повторной переработке детали нынешних автомобилей.

Батарея электромобиля Tesla Model S

Батарея электромобиля Tesla Model S © Forum Tesla

Также, современные электромобили производятся с учетом того, чтобы в дальнейшем была возможна их полная утилизация, а не только отдельных комплектующих. Кроме того, много моделей уже выпускаются сделанными из вторсырья.

И еще один момент про АКБ! После 10 лет эксплуатации в электромобиле, аккумуляторные батареи способны еще столько же отработать в накопительной системе солнечной энергетики и лишь потом быть полностью переработанными. А в мире ДВС за 20 лет нужно будет сменить 4 автомобиля и еще неизвестно будут ли они утилизированы или нет.

В конце хотелось бы отметить, что мы не отвечали, на такие откровенно глупые утверждения, что более тяжелые электромобили быстрее изнашивают дорожное покрытие, производя тем самым огромное количество вредных выделений. Поскольку на наш взгляд это откровенная глупость, согласно которой все грузовики в мире и машины тяжелее полутора тонн, уже давно должны были привести планету к армагеддону. Также мы не уделили внимание еще нескольким мифическим минусам электромобилей, с которыми вы можете подробно ознакомиться в нашей статье — «топ 10 мифов об электромобилях».

К сожалению, в конце нашей статьи есть место и некоторому скепсису. Украинцы, в силу своего ментального консерватизма, склонны больше верить в те утверждения которые мы попробовали опровергнуть, и чтобы поколебать эту уверенность потребуется немало времени. Поэтому работа по внедрению электромобилей в жизнь страны предстоит еще колоссальная.

Автор: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌