Как совершить поездку на электромобиле Renault ZOE на дальнее расстояние: опыт Алексея Протаса

1. Алексей, как пришли к решению о покупке электромобиля. На чем ездили до него?

Ездил на Kangoo Mk1 dCi. Давно хотел перейти на электромобиль из идеологических и корпоративных соображений, окончательно решился, когда в связи с дорогим обслуживанием автомобилей с ДВС во Франции стал вопрос о более новом автомобиле, а судя по журналу расходов за 5 лет дизеля ушло на 5500 €, что сопоставимо с ценой хорошей батареи.

2. Какие электромобили рассматривали и почему купили свои электромобиль?

Долгое время хотел Renault Kangoo Z.E., но «малой кровью» усовершенствовать его бортовую зарядку было сложно, плюс пассажирский вариант имеет длинную колесную базу, из-за чего во Франции сложно парковаться. На Renault ZOE много раз ездил до этого, электрокар подкупил простором по отношению к габаритам, очень универсальной и мощной бортовой зарядкой (до 43 кВт АС) и тепловым насосом.

Кролюв, Польша (Krolów), зарядка от GreenWay

Кролюв, Польша (Krolów), зарядка от GreenWay, открылась в тот же день и до конца августа бесплатная, я первый зарядился в её истории  © Oleksiy Protas

Остальные модели не рассматривал — более менее подходил Hyundai Ioniq Electric, но он — со слабой монофазной зарядкой и пока по стоимости дорогой. Французские электромобили 1-го поколения (Kangoo, Saxo и т.д.) были интересны для эксперимента, но не для роли основного автомобиля.

3. Расскажите об основных характеристиках своего электромобиля Renault ZOE (какая батарея, емкость)?

Renault ZOE первого поколения с Q210 двигателем. Мощность электродвигателя составляет 80 кВт (~108 л.с.), с моим стилем езды расход энергии в смешанном цикле передвижения составляет 11 кВт•ч на 100 км. Батарея адаптирована от Nissan Leaf и имеет 21,9 кВт•ч полезной емкости, планирую со временем и по возможности установить батарею емкостью 40 кВт•ч (возможно Tesla-модули).

4. Как часто и много вы ездите на своем электромобиле?

Использую Renault ZOE как основное средство передвижения. Езжу практически каждый день, чаще всего в пределах 20-30 км, но иногда езжу в дальние поездки по маршруту Украина -Франция (пока только одни раз съездил на электромобиле).

5. Сколько километров вы уже проехали на своем электромобиле?

Около 7 тысяч километров + еще около 1 тысячи на арендованных электромобилях этой же марки.

6. Вы писали на своей странице в Facebook о том, что совершили довольно длительную поездку по Европе на электромобиле, проехав в общей сложности 4000 км. Расскажите, как планировали маршрут, из чего исходили, не было ли страхов, что по дороге не окажется зарядных станций и пунктов? Вы путешествовали один или в компании семьи и друзей?

Весной я купил электромобиль и привез его к мастеру в Киеве для установки батареи. Я живу во Франции и решился перегонять электромобиль своим ходом. У меня были дела в Берлине, потому я сделал небольшой крюк через Германию, где ко мне прилетела девушка и облегчила своей компанией дальнейшую дорогу.

Тарнув, Польша (Tarnów), платная зарядка от GreenWay

Тарнув, Польша (Tarnów), платная зарядка от GreenWay © Oleksiy Protas

Я много ездил на электромобилях на пределе их возможностей до этого, потому особо не боялся за отсутствие зарядок, но на электрокаре была экспериментальная прошивка контроллера батареи и я ехал через страны, где до этого не заряжался, потому старался использовать почти все доступные зарядки по пути на всякий случай, что сильно увеличило время пребывания в пути. Даже со сравнительно небольшой батареей поездки на дальние расстояния вполне реальны, однако требуют предварительной подготовки. Сложно найти дорогу, где зарядок нет вообще, но нужно как минимум исследовать способы активации заряда и иметь запасной план, поскольку зарядки чаще выходят из строя, чем бензоколонки.

Мой электромобиль может заряжаться быстро, за один час, от распространенной и недорогой зарядной инфраструктуры, поэтому была некоторая свобода планирования, старался срезать углы автотрассы по второстепенным дорогам и останавливаться в местах, где есть на что посмотреть или покушать.

Берлин, Германия (Berlin), бесплатная зарядка при IKEA

Берлин, Германия (Berlin), бесплатная зарядка при IKEA © Oleksiy Protas

Тем не менее, до поездки и в пути проводил постоянный контроль изменений маршрута с картой или несколькими картами, в основном старался ориентироваться на бесплатные общественные зарядки, когда в региональной сети было по тем или иным причинам невозможно зарядиться.

Считаю, что нужно было подготовиться основательнее, очень сложным участком оказалась Италия, где зарядки работают только по сетевым карточкам, а где их взять для себя непонятно. Безопаснее было бы зарегистрироваться везде и получить карточки по почте. Но, в целом, получилось проехать без серьезных приключений.

7. Какими сервисами и картами пользовались для поиска зарядных станций?

PlugShare, PlugSurfing (Германия), GreenWay (Польша), ChargeMap (Италия-Франция), To-U (Украина).

8. Были ли зарядные пункты всегда исправны?

Нет, некоторые были неисправны, некоторые не получилось активировать. Практически никогда не полагался на наличие по карте только одной станции. Полезно ориентироваться на карту и последние check-in.

9. Сколько времени заняла вся поездка?

Полторы недели я был в поездке, сложно определить время пребывания в дороге, поскольку по пути у меня были дела в двух городах, где я на несколько дней останавливался.

10. Как часто и долго вы заряжались, чем занимались, пока ваш электромобиль находился на зарядке?

Старался заряжаться каждые 100 км с учетом проблемных зарядок и экспериментальной прошивки контроллера батареи. Обычно зарядка занимала около часа. В зависимости от местности я кушал, работал на компьютере или гулял по окрестностям. Ночью несколько раз спал во время зарядки.

Краков, Польша (Kraków), бесплатная зарядка торгового центра Galereia Kazimierż

Краков, Польша (Kraków), бесплатная зарядка торгового центра Galereia Kazimierż © Oleksiy Protas

11. Сколько остановок на зарядку у вас получилось за все время путешествия?

Я останавливался на зарядку 50 раз, но не каждом зарядном пункте я заряжался до 100%, иногда торопился, а иногда станция давала сбои.

12. Вы заряжались на платных или бесплатных зарядках?

По возможности заряжался на бесплатных зарядках, но около половины — на платных. Мой электромобиль может заряжаться только переменным током с помощью бортового зарядного устройства, так что в основном я заряжался на 22-43 кВт зарядках (в экстренных случаях с помощью зарядного 3,5 кВт устройства от розетки и на нескольких 7-11 кВт слабомощных зарядках).

13. Во сколько по стоимости вам обошлась зарядка электрокара во время всей поездки?

Около 70 €, в пересчете 1.8 € на 100 км.

14. Вы передвигались по платным или бесплатным дорогам?

Большую часть времени я передвигался по бесплатным дорогам, чтобы низкой скоростью (80 км/ч) не создавать помех другим автомобилям. В горах (Швейцария, Лигурийское побережье у Генуи) ехал по платным трассам, чтобы избежать длинных и неэффективных по трате энергии серпантинов.

Нёрдлинген, Германия (Nördlingen), бесплатная зарядка от EnBW для муниципалитета города

Нёрдлинген, Германия (Nördlingen), бесплатная зарядка от EnBW для муниципалитета города © Oleksiy Protas

15. Какая максимальная дистанция была преодолена на одном заряде?

170 км

16. Зарядки встречались вдоль дорог или в ТЦ, БЦ и общественных местах в городах и пригородах?

Старался подбирать общественные зарядки в ТЦ и возле крупных магазинов (LIDL, IKEA), но на некоторых участках зарядные пункты и станции были только вдоль дорог.

17. Встречали ли вы в тех странах, в которых побывали на электромобиле, отдельные парковки с зарядными пунктами для электромобилей?

Да, встречал отдельные места для зарядки на парковках.

18. Как много электромобилей вы видели в тех местах, куда вы ездили?

Видел достаточно много электромобилей в районе зарядных станций, но на дорогах их мало.

19. Какие переходники и коннекторы брали с собой, какие использовали?

С собой был кабель Type 2 (Type2 — Type2) и портативную станцию ChargeU для евро-розетки Type 2. По необходимости из подручных средств собрал переходник из промышленной 5-пин розетки на 16 А в евро-розетку. Рекомендую брать переходники на Швейцарские и Итальянские розетки (с заземлением).

20. Покупали ли карты местных поставщиков зарядных услуг?

Покупал карточку PlugSurfing, ChargeMap и GreenWay. По дороге установил дополнительно пару приложений.

21. Какие дадите советы тем, кто только планирует поездку на электромобиле на дальние расстояния.

  • Изучите особенности зарядных станций в странах, через которые собираетесь проезжать, комментарии на картах часто очень полезны.
  • Старайтесь подбирать бесплатные зарядки — не столько из-за цены, сколько из-за меньших рисков с невозможностью активации заряда.
  • Поездка практически невозможна без смартфона, подготовьтесь: несколько сим-карт или хороший роуминг-тариф на мобильные данные, дополнительная батарея, запасные зарядные кабели не помешают.
  • Зарегистрируйтесь в сетях, которые можно активировать с помощью телефона или дождитесь прибытия RFID-карточек для, например, Италии.
  • Отдавайте предпочтение сетям с большим охватом и недешевым агрегаторам, чтобы иметь хорошую скорость активации и уменьшить риски, если вы не ездите в дальние поездки регулярно.
  • Старайтесь не ехать по автотрассам, где нет выбора зарядных станций или пунктов. Ограничивайте скорость на трассе ради экономии энергии.
  • Если водитель один, по возможности старайтесь пользоваться ночными поездами с автоприцепом, некоторая переплата в целом перекрывается перемещением на много сотен километров вместе с машиной, пока водитель спит.
  • Старайтесь ехать днем, так как многие бесплатные зарядки доступны только в рабочее время, ночью сложнее обратиться за помощью в случае неисправности зарядки или проблем с активацией.

Обладатель Renault Zoe первого поколения с батареей от Nissan Leaf, Алексей Протас




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌