1. Алексей, как пришли к решению о покупке электромобиля. На чем ездили до него?
Ездил на Kangoo Mk1 dCi. Давно хотел перейти на электромобиль из идеологических и корпоративных соображений, окончательно решился, когда в связи с дорогим обслуживанием автомобилей с ДВС во Франции стал вопрос о более новом автомобиле, а судя по журналу расходов за 5 лет дизеля ушло на 5500 €, что сопоставимо с ценой хорошей батареи.
2. Какие электромобили рассматривали и почему купили свои электромобиль?
Долгое время хотел Renault Kangoo Z.E., но «малой кровью» усовершенствовать его бортовую зарядку было сложно, плюс пассажирский вариант имеет длинную колесную базу, из-за чего во Франции сложно парковаться. На Renault ZOE много раз ездил до этого, электрокар подкупил простором по отношению к габаритам, очень универсальной и мощной бортовой зарядкой (до 43 кВт АС) и тепловым насосом.
Остальные модели не рассматривал — более менее подходил Hyundai Ioniq Electric, но он — со слабой монофазной зарядкой и пока по стоимости дорогой. Французские электромобили 1-го поколения (Kangoo, Saxo и т.д.) были интересны для эксперимента, но не для роли основного автомобиля.
3. Расскажите об основных характеристиках своего электромобиля Renault ZOE (какая батарея, емкость)?
Renault ZOE первого поколения с Q210 двигателем. Мощность электродвигателя составляет 80 кВт (~108 л.с.), с моим стилем езды расход энергии в смешанном цикле передвижения составляет 11 кВт•ч на 100 км. Батарея адаптирована от Nissan Leaf и имеет 21,9 кВт•ч полезной емкости, планирую со временем и по возможности установить батарею емкостью 40 кВт•ч (возможно Tesla-модули).
4. Как часто и много вы ездите на своем электромобиле?
Использую Renault ZOE как основное средство передвижения. Езжу практически каждый день, чаще всего в пределах 20-30 км, но иногда езжу в дальние поездки по маршруту Украина -Франция (пока только одни раз съездил на электромобиле).
5. Сколько километров вы уже проехали на своем электромобиле?
Около 7 тысяч километров + еще около 1 тысячи на арендованных электромобилях этой же марки.
6. Вы писали на своей странице в Facebook о том, что совершили довольно длительную поездку по Европе на электромобиле, проехав в общей сложности 4000 км. Расскажите, как планировали маршрут, из чего исходили, не было ли страхов, что по дороге не окажется зарядных станций и пунктов? Вы путешествовали один или в компании семьи и друзей?
Весной я купил электромобиль и привез его к мастеру в Киеве для установки батареи. Я живу во Франции и решился перегонять электромобиль своим ходом. У меня были дела в Берлине, потому я сделал небольшой крюк через Германию, где ко мне прилетела девушка и облегчила своей компанией дальнейшую дорогу.
Я много ездил на электромобилях на пределе их возможностей до этого, потому особо не боялся за отсутствие зарядок, но на электрокаре была экспериментальная прошивка контроллера батареи и я ехал через страны, где до этого не заряжался, потому старался использовать почти все доступные зарядки по пути на всякий случай, что сильно увеличило время пребывания в пути. Даже со сравнительно небольшой батареей поездки на дальние расстояния вполне реальны, однако требуют предварительной подготовки. Сложно найти дорогу, где зарядок нет вообще, но нужно как минимум исследовать способы активации заряда и иметь запасной план, поскольку зарядки чаще выходят из строя, чем бензоколонки.
Мой электромобиль может заряжаться быстро, за один час, от распространенной и недорогой зарядной инфраструктуры, поэтому была некоторая свобода планирования, старался срезать углы автотрассы по второстепенным дорогам и останавливаться в местах, где есть на что посмотреть или покушать.
Тем не менее, до поездки и в пути проводил постоянный контроль изменений маршрута с картой или несколькими картами, в основном старался ориентироваться на бесплатные общественные зарядки, когда в региональной сети было по тем или иным причинам невозможно зарядиться.
Считаю, что нужно было подготовиться основательнее, очень сложным участком оказалась Италия, где зарядки работают только по сетевым карточкам, а где их взять для себя непонятно. Безопаснее было бы зарегистрироваться везде и получить карточки по почте. Но, в целом, получилось проехать без серьезных приключений.
7. Какими сервисами и картами пользовались для поиска зарядных станций?
PlugShare, PlugSurfing (Германия), GreenWay (Польша), ChargeMap (Италия-Франция), To-U (Украина).
8. Были ли зарядные пункты всегда исправны?
Нет, некоторые были неисправны, некоторые не получилось активировать. Практически никогда не полагался на наличие по карте только одной станции. Полезно ориентироваться на карту и последние check-in.
9. Сколько времени заняла вся поездка?
Полторы недели я был в поездке, сложно определить время пребывания в дороге, поскольку по пути у меня были дела в двух городах, где я на несколько дней останавливался.
10. Как часто и долго вы заряжались, чем занимались, пока ваш электромобиль находился на зарядке?
Старался заряжаться каждые 100 км с учетом проблемных зарядок и экспериментальной прошивки контроллера батареи. Обычно зарядка занимала около часа. В зависимости от местности я кушал, работал на компьютере или гулял по окрестностям. Ночью несколько раз спал во время зарядки.
11. Сколько остановок на зарядку у вас получилось за все время путешествия?
Я останавливался на зарядку 50 раз, но не каждом зарядном пункте я заряжался до 100%, иногда торопился, а иногда станция давала сбои.
12. Вы заряжались на платных или бесплатных зарядках?
По возможности заряжался на бесплатных зарядках, но около половины — на платных. Мой электромобиль может заряжаться только переменным током с помощью бортового зарядного устройства, так что в основном я заряжался на 22-43 кВт зарядках (в экстренных случаях с помощью зарядного 3,5 кВт устройства от розетки и на нескольких 7-11 кВт слабомощных зарядках).
13. Во сколько по стоимости вам обошлась зарядка электрокара во время всей поездки?
Около 70 €, в пересчете 1.8 € на 100 км.
14. Вы передвигались по платным или бесплатным дорогам?
Большую часть времени я передвигался по бесплатным дорогам, чтобы низкой скоростью (80 км/ч) не создавать помех другим автомобилям. В горах (Швейцария, Лигурийское побережье у Генуи) ехал по платным трассам, чтобы избежать длинных и неэффективных по трате энергии серпантинов.
15. Какая максимальная дистанция была преодолена на одном заряде?
170 км
16. Зарядки встречались вдоль дорог или в ТЦ, БЦ и общественных местах в городах и пригородах?
Старался подбирать общественные зарядки в ТЦ и возле крупных магазинов (LIDL, IKEA), но на некоторых участках зарядные пункты и станции были только вдоль дорог.
17. Встречали ли вы в тех странах, в которых побывали на электромобиле, отдельные парковки с зарядными пунктами для электромобилей?
Да, встречал отдельные места для зарядки на парковках.
18. Как много электромобилей вы видели в тех местах, куда вы ездили?
Видел достаточно много электромобилей в районе зарядных станций, но на дорогах их мало.
19. Какие переходники и коннекторы брали с собой, какие использовали?
С собой был кабель Type 2 (Type2 — Type2) и портативную станцию ChargeU для евро-розетки Type 2. По необходимости из подручных средств собрал переходник из промышленной 5-пин розетки на 16 А в евро-розетку. Рекомендую брать переходники на Швейцарские и Итальянские розетки (с заземлением).
20. Покупали ли карты местных поставщиков зарядных услуг?
Покупал карточку PlugSurfing, ChargeMap и GreenWay. По дороге установил дополнительно пару приложений.
21. Какие дадите советы тем, кто только планирует поездку на электромобиле на дальние расстояния.
- Изучите особенности зарядных станций в странах, через которые собираетесь проезжать, комментарии на картах часто очень полезны.
- Старайтесь подбирать бесплатные зарядки — не столько из-за цены, сколько из-за меньших рисков с невозможностью активации заряда.
- Поездка практически невозможна без смартфона, подготовьтесь: несколько сим-карт или хороший роуминг-тариф на мобильные данные, дополнительная батарея, запасные зарядные кабели не помешают.
- Зарегистрируйтесь в сетях, которые можно активировать с помощью телефона или дождитесь прибытия RFID-карточек для, например, Италии.
- Отдавайте предпочтение сетям с большим охватом и недешевым агрегаторам, чтобы иметь хорошую скорость активации и уменьшить риски, если вы не ездите в дальние поездки регулярно.
- Старайтесь не ехать по автотрассам, где нет выбора зарядных станций или пунктов. Ограничивайте скорость на трассе ради экономии энергии.
- Если водитель один, по возможности старайтесь пользоваться ночными поездами с автоприцепом, некоторая переплата в целом перекрывается перемещением на много сотен километров вместе с машиной, пока водитель спит.
- Старайтесь ехать днем, так как многие бесплатные зарядки доступны только в рабочее время, ночью сложнее обратиться за помощью в случае неисправности зарядки или проблем с активацией.
Обладатель Renault Zoe первого поколения с батареей от Nissan Leaf, Алексей Протас