На Пекинском автосалоне в 2018 году ушедший в отставку китайский бюрократ Ван Гань (Wan Gang) с гордостью сел в спорткупе NIO, объявленный одним из самых быстрых в мире электромобилей. Два десятилетия назад Ван Гань заставил Госсовет КНР обратить внимание на технологию электромобилей и выступил за инвестиции правительственных денег, включая субсидии, в развитие электромобильности и рынка, который превзойдет западных автопроизводителей.
Один из двух китайских водителей делает выбор в пользу электромобиля при покупке, что заставляет автомобильную промышленность приспосабливаться к тенденциям рынка и спросу.
Как отметил Леви Тильманн, бывший советник Министерства энергетики США и автор книги «Великая раса: глобальный квест для автомобиля будущего», Ван Гань — отец электромобилей в Китае. Без него маловероятно, чтобы Китай смог превзойти Запад. Это была его идея.
Ван в свои 66 лет ушел в отставку в марте 2018 года и теперь имеет академическую должность в аналитическом центре в Пекине.
После десятилетий шумихи и ложных запусков, электромобили представляют собой значительный сегмент автомобильной промышленности, поэтому Китай ожидает, что в 2018 году производство электромобилей достигнет 1 млн. единиц, что на 26% больше по сравнению с прошлым годом.
Задолго до того, как Ван стал главным футуристом страны, он пережил культурную революцию 1960-х годов, великий скачок Китая в науке и технике. По данным государственной газеты People’s Daily, Ван в 16 лет был отправлен из Шанхая в отдаленную деревню под Северной Кореей ремонтировать трактора и дымовые трубы города, где он построил свою электрическую сеть с нуля.
Ван был принят в аспирантуру на программу по машиностроению в Технологическом университете Клаусталя в Германии. Когда он окончил университет в 1991 году, ему пришли предложения о работе от всех крупных немецких автопроизводителей, но он выбрал Audi, поскольку этот автопроизводитель был самым маленьким и Ван имел больше шансов на продвижение по работе.
Будучи руководителем отдела планирования Audi, Ван сыграл роль посла, продемонстрировав свою современную фабрику в Ингольштадте китайским делегатам, пытающимся воскресить свое ветхое автомобильное производство. Одним из гостей был министр науки Китая, Чжу Лиланом, которого способности Вана впечатлили.
В 2000 году Китай задыхался от смога, а автопроизводители страны даже не надеялись догнать японских, американских или немецких производителей традиционных автомобилей.
Ставка на новые электрические технологии поставила Китай на более равноправную основу или даже позволила стране взять на себя инициативу стать первопроходцем в этом направлении.
К 2007 году Ван стал министром науки и техники, контролируя миллиарды юаней и оказывая влияние на исследования и разработки в области электромобильности. Он неоднократно бросал вызов инженерам Китая: построил парк электрических автобусов для Олимпийских игр 2008 года в Пекине, выпустил 1000 электромобилей для передвижения по улицам крупных городов. Стимулировал получение субсидии на покупку электромобилей. В 2010 году на покупку электромобиля давались субсидии в размере $10 000 долларов.
В 2010 году в Аргоннской национальной лаборатории, федеральном исследовательском центре США в окрестностях Чикаго, ученые изобрели технологию литий-ионных батарей, которые впервые были использованы в плагин-гибридных моделях GM Volt. Ван посетил эту лабораторию, чтобы узнать о химическом составе батареи. Контрразведка США проинформировала ученого Джеффа Чемберлена и его команду об опасностях сдачи секретов. Американцы были настороже, пока не узнали Вана.
Компания Nissan также пригласила Вана на свои производственніе объекты. По словам Макото Йошида, директора компании Nissan Motor Co, Ван был самым важным человеком в Китае, отказать ему было невозможно. Прошлым летом Макото провел Вану экскурсию по объекту недалеко от Иокогамы (Япония), где министр ездил на гибридных автомобилях.
Как отметил Чемберлен, если Ford, General Motors, VW, Hyundai или Toyota хотят зайти на китайский рынок, они должны предложить электромобили. Сегодня на мировом рынке представлено более 100 китайских моделей электромобилей, созданных такими гигантами, как BYD Co., и стартапами NIO, который недавно получил около 1 миллиарда долларов инвестиций для развития электромобилей.
1 из 20 легковых автомобилей, купленных в Китае, — электрический. Спрос на электромобили в Китае будет расти все больше и больше благодаря различным стимулам. Правительство строит обширную сеть зарядных станций. Начиная с следующего года каждый автопроизводитель, желающий работать в Китае, должен соответствовать целям производства автомобилей с батарейным питанием или покупать кредиты у конкурентов.
По материалам: bloomberg.com. Подготовил: hevcars.com.ua