Интервью с Александром Бутенко, специалистом по продвижению подразделения электрокаров BMW i в Украине

Портал про экологически чистые виды транспорта Hevcars.com.ua взял интервью на EcoDriveExpo 2018 у специалиста по продвижению подразделения электрокаров BMW i в Украине, Александром Бутенко, чтобы поговорить о тенденциях украинского рынка, проблемах, возникающих при официальном выводе электромобилей в продажу, зарядной инфраструктуре, планах на будущее и других важных вещах в отрасли электромобильности. Поскольку компания первая официально завезла электромобили в Украину, нам было интересно узнать, с чего все начиналось и как развивались продажи BMW i.

Александр Бутенко с BMW i3s на стенде компании «АВТ Бавария Украина» выставки EcoDriveExpo 2018

Александр Бутенко с BMW i3s на стенде компании «АВТ Бавария Украина» выставки EcoDriveExpo 2018

С какими трудностями вы столкнулись при выводе на рынок электромобилей BMW?

— В момент старта официальных продаж электромобилей BMW перед нами стояла задача подготовить СТО и персонал для обслуживания этих автомобилей. Весь 2015 год у ООО «АВТ Бавария Украина» ушел на обучение персонала и настройку оборудования, чтобы все соответствовало стандартам компании.

Был проведен обзор зарядных станций не смотря на то, что 2015-2016 года — переходной период, когда зарядных станций было мало и не все они подходили для электромобилей BMW. «Серые» дилеры в Украине ставили зарядные станции для электромобилей с американскими разъемами в то время, как в Европе было принято устанавливать зарядные станции с универсальными разъемами, чтобы каждый мог приехать со своим кабелем и зарядиться. Трудности с зарядками были у всех дилеров электромобилей в Украине. Сейчас ситуация с зарядками изменилась в лучшую сторону, и люди стали больше доверять электромобилям.

Трудности с зарядками были у всех дилеров электромобилей в Украине из-за монополизации зарядок под американский разъем!

ООО «АВТ Бавария Украина» сделала следующие шаги в развитии бренда и популяризации электрокаров:

  • Стандартизировала техническое обслуживание и комплектацию автомобилей под украинский рынок.
  • Сделала электронику автомобилей более защищенной от перепадов напряжения в сети.
  • Оснастила электромобили тепловыми насосами, которые помогают системам климат-контроля меньше потреблять энергии в зависимости от условий эксплуатации (зимой, когда холодно, и летом в жаркую погоду.). В других электромобилях — это спирали, которые греются от электричества и работают как фен.
  • Под рынок Украины создана специальная подвеска с мощным сплавом рычагов. Согласно статистике, автомобили с пробегом 60-70 тыс. км чувствуют себя прекрасно, за 1,5 года у нас нет ни одного гарантийного случая. Мы продали уже более 100 автомобилей нашим клиентам.

У нас был интересный случай в прошлом году, при −15 зимой мы доехали из Киева до Одессы на одном заряде за 6 часов. Это был электромобиль BMW i3 с батареей емкостью 33 кВт•ч. А ведь нашему потребителю страшно слышать про запас хода электромобиля в 140-150 км, который зимой — еще меньше.

Александр Бутенко

Александр Бутенко

Сейчас мы продаем электромобили второго поколения (первое поколение мы не продавали в Украине) с фактическим запасом хода в 230-240 км, который округлен в меньшую сторону, поскольку наши клиенты проезжают и больше — 260-270 км. Запас хода в 230-240 км может быть при активной езде с климат-контролем. Если у вас спортивная манера езды, то электромобиль проедет 210-220 км на одном заряде летом и 170-180 км зимой. Стоит помнить, что бортовой компьютер всегда показывает на 10% запаса хода меньше, чтобы электромобиль не разряжался под 0%. Если включать функцию дополнительного прогрева в i3 зимой, электромобиль будет иметь тот же запас хода, что и летом.

Какое соотношение BMW i3 и электромобилей с увеличенным запасом хода BMW i3 REX по продажам? Как насчет плагин-гибридов?

Когда стартовали официальные продажи электрокаров BMW в Украине, разница между i3 и i3 Range Extender была в 5,5 тыс. евро. Разница в ценовом диапазоне не большая, однако клиенты получают страховку в запасе хода. Идеальный владелец i3 REX находится 99% времени в городе и ездит в чисто электрическом режиме, поскольку проехать 240 км на одном заряде даже в Киеве не так просто, это пробег таксиста. Обычно 150-160 км запаса хода на одном заряде вполне достаточно для нескольких дней езды.

BMW i3 REX — это моральная страховка для тех, кому не достаточно запаса хода на электротяге.

i3 REX больше полезен тем, кому не хватает электрического запаса хода и приходится включать бензиновый генератор энергии при полностью разряженной батареи, который позволяет проехать дополнительно еще 150 км, затрачивая 6-7 л на 100 км. При агрессивной манере езды генератор потребляет больше топлива для производства энергии, чем при езде в спокойном режиме. BMW i3 REX — это моральная страховка для тех, кому запаса хода на электротяге не хватает. Например, направляясь из Киева в Одессу на BMW i3 REX, вы не тратите время на зарядку.

С 1 января 2018 года в Украине вступил в силу Закон, отменяющий НДС и акцизный сбор на электромобили, однако он не касается плагин-гибридов, поэтому BMW i3 REX облагается налогами как обычный автомобиль с ДВС. Импортер ввез в Украину энное количество REX, надеясь их растаможить без НДС, однако это у него не получилось. Компания запустила акцию на BMW i3 REX в январе-феврале 2018 года, позволяющую купить электромобиль с увеличенным запасом хода по той же цене, что и BMW i3 второго поколения (2017 года).

BMW i3s модельного 2018 года

BMW i3s модельного 2018 года

Отмечу, в 2018 году появилась версия BMW i3s, которая отличается от i3 более мощным электродвигателем, скоростью и подвеской, которая предназначена для более спортивной езды. Также i3s отличается от i3 более спортивным дизайном экстерьера, режимом «Спорт» и 20-дюймовыми дисками.

Когда вы заходили на рынок Украины, вы проверяли зарядную инфраструктуру в нашей стране на пригодность для электромобилей BMW?

Зарядную инфраструктуры мы проверяли, поскольку в Украине из тысячи зарядных станции 70% не подходят для зарядки электромобилей BMW и не отвечают европейским стандартам, поскольку подготовлены под американские электромобили.

Есть производители, которые сертифицировали свои зарядки для электромобилей европейского стандарта, как, например, Schneider Electric, однако большинство из них закупают комплектующие зарядных станции у производителей в Китае и других странах, из-за чего качество страдает. Зарядные станции в Украине, которые установлены для электромобилей с разъемом Type 2, — стандартизированы. В электромобилях BMW — разъем CCS (Combo 2), которые позволяют зарядить их от бытовой сети переменного тока в 220 В за 8-9 часов, на быстрых зарядных станциях постоянным током за 40 минут на 80% (CCS) и за 3 часа от 3-х фазного устройства переменным током.

Зарядный порт CCS (Combo 2) в BMW i3s

Зарядный порт CCS (Combo 2) в BMW i3s

Идеальный владелец электромобиля BMW — это человек, который имеет розетку дома и пробег его электромобиля не превышает 250 км в день. При таких условиях можно не волноваться о запасе хода и активно пользоваться климат-контролем и другими опциями электромобиля без рисков.

Идеальный владелец электромобиля BMW — это человек, который имеет розетку дома.

Часто электромобиль покупают те, у кого это не первый автомобиль, а дополнительный, — они заряжаются дома, а общественные зарядные станции используют в качестве источника энергии, когда не хватает каких-то 30 км до конца дня. Пользователь электромобиля ищет с помощью приложения ближайшую быструю зарядную станцию и дозаряжается на ней без очередей, поскольку процент тех, у кого нет возможности заряжать электромобиль дома, достаточно маленький.

Как много клиентов покупают ваши настенные зарядные станции Wallbox?

40% клиентов и владельцев электромобилей BMW покупают наши настенные станции Wallbox. Зарядные станции у нас больше берут коммерческие компании, которые рассчитывают на быструю зарядку в рабочие часы. Для дома нет смысла ее брать, поскольку проще зарядить электромобиль за 8-9 часов от сети в 220 В.

Настенные зарядные станции Wallbox

Настенные зарядные станции Wallbox

Кто ваш клиент — физлица, юрлица или частные компании?

У нас разные клиенты — банки, фармацевтические компании, международные организации, чьи офисы придерживаются экофилософии. Компании берут много электромобилей в свой автопарк, физлица могут купить 1-2 электромобиля в семью. С момента запуска официальных продаж электрокаров BMW в Украине было продано около 100 электромобилей.

Меняли ли вы уже батареи в электромобилях в гарантийных случаях? Проводите ли вы ремонт кузова в аварийных случаях?

Нет, таких случаев еще не было. На BMW i3 есть 2 гарантии — 8 лет и 100 000 км на высоковольтный блок и 2 года без ограничения пробега на ходовую часть, последнюю можно продлить на платной основе. Они даются для того, чтобы уверить вас в том, что у вашего электромобиля не будет ощутимых потерь емкости со временем. По нашей статистике, на пробеге в 200 000 км при интенсивной эксплуатации (зарядка на быстрых зарядных станциях и разрядки почти в 0%) можно потерять до 10% емкости батареи. У клиента нет обязательств менять батарею, если емкость батареи снизилась на 10%. Деградация аккумулятора происходит постепенно, и клиент может поменять отдельные ячейки, если для него это критично.

Стенд компании «АВТ Бавария Украина» на выставке EcoDriveExpo 2018

Стенд компании «АВТ Бавария Украина» на выставке EcoDriveExpo 2018

На СТО BMW можно заменить ячейки аккумулятора и произвести ремонт карбонового кузова, технологию изготовления которого компания запатентовала. В аварийных случаях при повреждении вырезается часть карбонового кузова и вплавляется новая без ущерба для целостности каркаса (и это не так страшно, как чинить машину из стали).

Электромобили собираются на экологически чистом производстве с использованием альтернативных источников энергии (вода, ветер).

Производство кузова BMW находится в Лейпциге (Германия). Карбоновое волокно производится на заводе BMW в США несмотря на то, что весь цикл производства комплектующих и сборка электромобилей проводится в Германии. Стоит отметить, что электромобили собираются на экологически чистом производстве с использованием альтернативных источников энергии (вода, ветер).

Завод по производству карбона построили на розе ветров, в нем нет ни одного кондиционера, он продувается с помощью заслонок вентиляции, которые находятся в таком положении, чтобы в помещениях был всегда 21 градус — в таких условиях карбон изготавливать лучше.

Обслуживаете ли вы автомобили BMW, которые не были куплены у вас в салонах?

Автомобиль, купленный на другом рынке, в нашем СТО как гарантийный случай обслуживаться не будет. Если автомобиль куплен в Европе, например в Германии, но по каким-то причинам оказался в Украине транзитом и ему нужен ремонт, в таком случае наше СТО может обслужить его по гарантии. Электрокары, завезенные в Украину из Америки, обслуживаются за деньги, поскольку их электроника и другие комплектующие несколько отличаются от европейских.

Электромобиль BMW i3s

Электромобиль BMW i3s

Многие поставщики электромобилей из Америки хорошо маскируют проблемы. В моей практике был случай, когда карбоновый кузов паяли паяльником, чтобы продать, и смотрелось это ужасно. Клиент, купивший, такой автомобиль, разочаровывается в бренде, не понимая, почему так произошло. У качественного товара есть своя цена, поэтому то, что дешево — не всегда хорошо и качественно.

Что вы можете сказать об спорткаре BMW i8, он пользуется спросом в Украине?

Этот плагин-гибрид очень популярен в Азии, особенно в ОАЭ. У нас есть возможность заказать 1 автомобиль раз в 3-4 месяца для украинского рынка под клиента. Фишка этого автомобиля в уникальном управлении и производительности. Он обладает двумя двигателями общей мощностью в 362 л.с. с крутящим моментом в 570 Нм и уникальной системой полного привода, что позволяет ему обгонять на треках флагманские суперкары и даже наш легендарный автомобиль BMW M4. Благодаря рекуперативной системе KERS автомобиль тормозит как в Формуле 1 и заряжается, получая дополнительный импульс и энергию.

Лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки.

Есть такая фраза: «Лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки» — это именно про i8. Кузов i8 полностью состоит из карбона, в отделке применены экологически чистые материалы и натуральные краски на оливковой основе. В интерьере салона применена шерсть вместо ткани из гипоаллергенных волокон, чтобы сохранять тепло зимой и прохладу летом, а также меньше использовать климат-контроль и экономить энергию. И если в i3 на 70% применена ручная сборка, то i8 — это полностью ручная сборка.

Какие планы по развитию BMW i в Украине?

Несмотря на некоторый спад спроса на бензиновые автомобили в Украине, в январе и феврале 2018 года у нас на автомобили подразделения BMW i был спрос гораздо выше, чем на автомобили с ДВС. Конечно, продажи автомобилей с ДВС потом быстро сравнялись с продажами электромобилей, поскольку этот процесс неизбежен.

BMW i3s на выставке EcoDriveExpo 2018

BMW i3s на выставке EcoDriveExpo 2018

Как вы оцениваете рынок электромобилей в Украине в ближайшие 3-5 лет и тот факт, что у вас появились такие конкуренты, как Renault, Hyundai?

Я никогда не говорю плохое о конкурентах. В контексте электромобилей у нас есть конкуренты Renault и Hyundai (официально в Украине представлены), Nissan и Teslа (официально в Украине не представлены), в цене электромобилей которых есть небольшая разница. Да, Renault Zoe имеет на 7 кВт•ч больше емкость батареи, но по мощности она отстает от i3 почти в 2 раза, а по запасу хода у него 400 км нет, несмотря на то, что он проедет на 30-40 км дальше, чем i3. Мы находимся сейчас в очень хороших условиях с точки зрения ценовой политики, в чем Германия нам помогает. Надеемся на продление Закона Украины про отмену НДС и акцизов на электромобили.

Вы как официальный дилер принимаете участие в формировании политики Украины по развитию электромобильности?

Мы, как и все официальные дилеры, стараемся участвовать в государственных обсуждениях этой темы. Поскольку бензин принадлежит частным компаниям, им не выгодны электромобили даже не смотря на то, что они уже захватили мир и развитие этого направления неминуемо. Я даже больше вам скажу, i3 начали разрабатывать в 2003 году, что означает, что уже тогда эта тема была актуальна.

Со временем у BMW будет большой сегмент электромобилей и он будет разделен по классам.

Технологию электромобилей BMW начала внедрять в автомобильное производство с 1972 года, впервые выпустив BMW 1602 Electric. С тех времен компания выпустила около 8 моделей, предшествующих i3.

Продаются ли другие марки плагин-гибридов в Украине?

Да, продаются, но они привозятся больше под заказ. У нас на складе есть 5 и 7 серия и будут другие плагин-гибриды. В Украине основной враг гибридов и плагин-гибридов — это Законодательство, не предполагающее льготы, отмену НДС и акцизов на них. Нет никакой возможности уменьшить цену. Гибрид становится интересным, когда у него есть разница в цене с электромобилем. Сейчас разница в цене между i3 REX и i3 составляет 12 тыс евро, раньше это было 5 тыс. евро. 10% клиентов BMW брали i3 REX для страховки, не используя в итоге бензиновый генератор энергии. Продажи i3 REX уменьшились, однако сейчас компания предлагает модели 2017 года по цене на 4 тыс. евро дешевле модели 2018 года.

Автор: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌