Портал про экологически чистые виды транспорта Hevcars.com.ua взял интервью на EcoDriveExpo 2018 у специалиста по продвижению подразделения электрокаров BMW i в Украине, Александром Бутенко, чтобы поговорить о тенденциях украинского рынка, проблемах, возникающих при официальном выводе электромобилей в продажу, зарядной инфраструктуре, планах на будущее и других важных вещах в отрасли электромобильности. Поскольку компания первая официально завезла электромобили в Украину, нам было интересно узнать, с чего все начиналось и как развивались продажи BMW i.
С какими трудностями вы столкнулись при выводе на рынок электромобилей BMW?
— В момент старта официальных продаж электромобилей BMW перед нами стояла задача подготовить СТО и персонал для обслуживания этих автомобилей. Весь 2015 год у ООО «АВТ Бавария Украина» ушел на обучение персонала и настройку оборудования, чтобы все соответствовало стандартам компании.
Был проведен обзор зарядных станций не смотря на то, что 2015-2016 года — переходной период, когда зарядных станций было мало и не все они подходили для электромобилей BMW. «Серые» дилеры в Украине ставили зарядные станции для электромобилей с американскими разъемами в то время, как в Европе было принято устанавливать зарядные станции с универсальными разъемами, чтобы каждый мог приехать со своим кабелем и зарядиться. Трудности с зарядками были у всех дилеров электромобилей в Украине. Сейчас ситуация с зарядками изменилась в лучшую сторону, и люди стали больше доверять электромобилям.
Трудности с зарядками были у всех дилеров электромобилей в Украине из-за монополизации зарядок под американский разъем!
ООО «АВТ Бавария Украина» сделала следующие шаги в развитии бренда и популяризации электрокаров:
- Стандартизировала техническое обслуживание и комплектацию автомобилей под украинский рынок.
- Сделала электронику автомобилей более защищенной от перепадов напряжения в сети.
- Оснастила электромобили тепловыми насосами, которые помогают системам климат-контроля меньше потреблять энергии в зависимости от условий эксплуатации (зимой, когда холодно, и летом в жаркую погоду.). В других электромобилях — это спирали, которые греются от электричества и работают как фен.
- Под рынок Украины создана специальная подвеска с мощным сплавом рычагов. Согласно статистике, автомобили с пробегом 60-70 тыс. км чувствуют себя прекрасно, за 1,5 года у нас нет ни одного гарантийного случая. Мы продали уже более 100 автомобилей нашим клиентам.
У нас был интересный случай в прошлом году, при −15 зимой мы доехали из Киева до Одессы на одном заряде за 6 часов. Это был электромобиль BMW i3 с батареей емкостью 33 кВт•ч. А ведь нашему потребителю страшно слышать про запас хода электромобиля в 140-150 км, который зимой — еще меньше.
Сейчас мы продаем электромобили второго поколения (первое поколение мы не продавали в Украине) с фактическим запасом хода в 230-240 км, который округлен в меньшую сторону, поскольку наши клиенты проезжают и больше — 260-270 км. Запас хода в 230-240 км может быть при активной езде с климат-контролем. Если у вас спортивная манера езды, то электромобиль проедет 210-220 км на одном заряде летом и 170-180 км зимой. Стоит помнить, что бортовой компьютер всегда показывает на 10% запаса хода меньше, чтобы электромобиль не разряжался под 0%. Если включать функцию дополнительного прогрева в i3 зимой, электромобиль будет иметь тот же запас хода, что и летом.
Какое соотношение BMW i3 и электромобилей с увеличенным запасом хода BMW i3 REX по продажам? Как насчет плагин-гибридов?
Когда стартовали официальные продажи электрокаров BMW в Украине, разница между i3 и i3 Range Extender была в 5,5 тыс. евро. Разница в ценовом диапазоне не большая, однако клиенты получают страховку в запасе хода. Идеальный владелец i3 REX находится 99% времени в городе и ездит в чисто электрическом режиме, поскольку проехать 240 км на одном заряде даже в Киеве не так просто, это пробег таксиста. Обычно 150-160 км запаса хода на одном заряде вполне достаточно для нескольких дней езды.
BMW i3 REX — это моральная страховка для тех, кому не достаточно запаса хода на электротяге.
i3 REX больше полезен тем, кому не хватает электрического запаса хода и приходится включать бензиновый генератор энергии при полностью разряженной батареи, который позволяет проехать дополнительно еще 150 км, затрачивая 6-7 л на 100 км. При агрессивной манере езды генератор потребляет больше топлива для производства энергии, чем при езде в спокойном режиме. BMW i3 REX — это моральная страховка для тех, кому запаса хода на электротяге не хватает. Например, направляясь из Киева в Одессу на BMW i3 REX, вы не тратите время на зарядку.
С 1 января 2018 года в Украине вступил в силу Закон, отменяющий НДС и акцизный сбор на электромобили, однако он не касается плагин-гибридов, поэтому BMW i3 REX облагается налогами как обычный автомобиль с ДВС. Импортер ввез в Украину энное количество REX, надеясь их растаможить без НДС, однако это у него не получилось. Компания запустила акцию на BMW i3 REX в январе-феврале 2018 года, позволяющую купить электромобиль с увеличенным запасом хода по той же цене, что и BMW i3 второго поколения (2017 года).
Отмечу, в 2018 году появилась версия BMW i3s, которая отличается от i3 более мощным электродвигателем, скоростью и подвеской, которая предназначена для более спортивной езды. Также i3s отличается от i3 более спортивным дизайном экстерьера, режимом «Спорт» и 20-дюймовыми дисками.
Когда вы заходили на рынок Украины, вы проверяли зарядную инфраструктуру в нашей стране на пригодность для электромобилей BMW?
Зарядную инфраструктуры мы проверяли, поскольку в Украине из тысячи зарядных станции 70% не подходят для зарядки электромобилей BMW и не отвечают европейским стандартам, поскольку подготовлены под американские электромобили.
Есть производители, которые сертифицировали свои зарядки для электромобилей европейского стандарта, как, например, Schneider Electric, однако большинство из них закупают комплектующие зарядных станции у производителей в Китае и других странах, из-за чего качество страдает. Зарядные станции в Украине, которые установлены для электромобилей с разъемом Type 2, — стандартизированы. В электромобилях BMW — разъем CCS (Combo 2), которые позволяют зарядить их от бытовой сети переменного тока в 220 В за 8-9 часов, на быстрых зарядных станциях постоянным током за 40 минут на 80% (CCS) и за 3 часа от 3-х фазного устройства переменным током.
Идеальный владелец электромобиля BMW — это человек, который имеет розетку дома и пробег его электромобиля не превышает 250 км в день. При таких условиях можно не волноваться о запасе хода и активно пользоваться климат-контролем и другими опциями электромобиля без рисков.
Идеальный владелец электромобиля BMW — это человек, который имеет розетку дома.
Часто электромобиль покупают те, у кого это не первый автомобиль, а дополнительный, — они заряжаются дома, а общественные зарядные станции используют в качестве источника энергии, когда не хватает каких-то 30 км до конца дня. Пользователь электромобиля ищет с помощью приложения ближайшую быструю зарядную станцию и дозаряжается на ней без очередей, поскольку процент тех, у кого нет возможности заряжать электромобиль дома, достаточно маленький.
Как много клиентов покупают ваши настенные зарядные станции Wallbox?
40% клиентов и владельцев электромобилей BMW покупают наши настенные станции Wallbox. Зарядные станции у нас больше берут коммерческие компании, которые рассчитывают на быструю зарядку в рабочие часы. Для дома нет смысла ее брать, поскольку проще зарядить электромобиль за 8-9 часов от сети в 220 В.
Кто ваш клиент — физлица, юрлица или частные компании?
У нас разные клиенты — банки, фармацевтические компании, международные организации, чьи офисы придерживаются экофилософии. Компании берут много электромобилей в свой автопарк, физлица могут купить 1-2 электромобиля в семью. С момента запуска официальных продаж электрокаров BMW в Украине было продано около 100 электромобилей.
Меняли ли вы уже батареи в электромобилях в гарантийных случаях? Проводите ли вы ремонт кузова в аварийных случаях?
Нет, таких случаев еще не было. На BMW i3 есть 2 гарантии — 8 лет и 100 000 км на высоковольтный блок и 2 года без ограничения пробега на ходовую часть, последнюю можно продлить на платной основе. Они даются для того, чтобы уверить вас в том, что у вашего электромобиля не будет ощутимых потерь емкости со временем. По нашей статистике, на пробеге в 200 000 км при интенсивной эксплуатации (зарядка на быстрых зарядных станциях и разрядки почти в 0%) можно потерять до 10% емкости батареи. У клиента нет обязательств менять батарею, если емкость батареи снизилась на 10%. Деградация аккумулятора происходит постепенно, и клиент может поменять отдельные ячейки, если для него это критично.
На СТО BMW можно заменить ячейки аккумулятора и произвести ремонт карбонового кузова, технологию изготовления которого компания запатентовала. В аварийных случаях при повреждении вырезается часть карбонового кузова и вплавляется новая без ущерба для целостности каркаса (и это не так страшно, как чинить машину из стали).
Электромобили собираются на экологически чистом производстве с использованием альтернативных источников энергии (вода, ветер).
Производство кузова BMW находится в Лейпциге (Германия). Карбоновое волокно производится на заводе BMW в США несмотря на то, что весь цикл производства комплектующих и сборка электромобилей проводится в Германии. Стоит отметить, что электромобили собираются на экологически чистом производстве с использованием альтернативных источников энергии (вода, ветер).
Завод по производству карбона построили на розе ветров, в нем нет ни одного кондиционера, он продувается с помощью заслонок вентиляции, которые находятся в таком положении, чтобы в помещениях был всегда 21 градус — в таких условиях карбон изготавливать лучше.
Обслуживаете ли вы автомобили BMW, которые не были куплены у вас в салонах?
Автомобиль, купленный на другом рынке, в нашем СТО как гарантийный случай обслуживаться не будет. Если автомобиль куплен в Европе, например в Германии, но по каким-то причинам оказался в Украине транзитом и ему нужен ремонт, в таком случае наше СТО может обслужить его по гарантии. Электрокары, завезенные в Украину из Америки, обслуживаются за деньги, поскольку их электроника и другие комплектующие несколько отличаются от европейских.
Многие поставщики электромобилей из Америки хорошо маскируют проблемы. В моей практике был случай, когда карбоновый кузов паяли паяльником, чтобы продать, и смотрелось это ужасно. Клиент, купивший, такой автомобиль, разочаровывается в бренде, не понимая, почему так произошло. У качественного товара есть своя цена, поэтому то, что дешево — не всегда хорошо и качественно.
Что вы можете сказать об спорткаре BMW i8, он пользуется спросом в Украине?
Этот плагин-гибрид очень популярен в Азии, особенно в ОАЭ. У нас есть возможность заказать 1 автомобиль раз в 3-4 месяца для украинского рынка под клиента. Фишка этого автомобиля в уникальном управлении и производительности. Он обладает двумя двигателями общей мощностью в 362 л.с. с крутящим моментом в 570 Нм и уникальной системой полного привода, что позволяет ему обгонять на треках флагманские суперкары и даже наш легендарный автомобиль BMW M4. Благодаря рекуперативной системе KERS автомобиль тормозит как в Формуле 1 и заряжается, получая дополнительный импульс и энергию.
Лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки.
Есть такая фраза: «Лошадиные силы продают автомобиль, а крутящий момент выигрывает гонки» — это именно про i8. Кузов i8 полностью состоит из карбона, в отделке применены экологически чистые материалы и натуральные краски на оливковой основе. В интерьере салона применена шерсть вместо ткани из гипоаллергенных волокон, чтобы сохранять тепло зимой и прохладу летом, а также меньше использовать климат-контроль и экономить энергию. И если в i3 на 70% применена ручная сборка, то i8 — это полностью ручная сборка.
Какие планы по развитию BMW i в Украине?
Несмотря на некоторый спад спроса на бензиновые автомобили в Украине, в январе и феврале 2018 года у нас на автомобили подразделения BMW i был спрос гораздо выше, чем на автомобили с ДВС. Конечно, продажи автомобилей с ДВС потом быстро сравнялись с продажами электромобилей, поскольку этот процесс неизбежен.
Как вы оцениваете рынок электромобилей в Украине в ближайшие 3-5 лет и тот факт, что у вас появились такие конкуренты, как Renault, Hyundai?
Я никогда не говорю плохое о конкурентах. В контексте электромобилей у нас есть конкуренты Renault и Hyundai (официально в Украине представлены), Nissan и Teslа (официально в Украине не представлены), в цене электромобилей которых есть небольшая разница. Да, Renault Zoe имеет на 7 кВт•ч больше емкость батареи, но по мощности она отстает от i3 почти в 2 раза, а по запасу хода у него 400 км нет, несмотря на то, что он проедет на 30-40 км дальше, чем i3. Мы находимся сейчас в очень хороших условиях с точки зрения ценовой политики, в чем Германия нам помогает. Надеемся на продление Закона Украины про отмену НДС и акцизов на электромобили.
Вы как официальный дилер принимаете участие в формировании политики Украины по развитию электромобильности?
Мы, как и все официальные дилеры, стараемся участвовать в государственных обсуждениях этой темы. Поскольку бензин принадлежит частным компаниям, им не выгодны электромобили даже не смотря на то, что они уже захватили мир и развитие этого направления неминуемо. Я даже больше вам скажу, i3 начали разрабатывать в 2003 году, что означает, что уже тогда эта тема была актуальна.
Со временем у BMW будет большой сегмент электромобилей и он будет разделен по классам.
Технологию электромобилей BMW начала внедрять в автомобильное производство с 1972 года, впервые выпустив BMW 1602 Electric. С тех времен компания выпустила около 8 моделей, предшествующих i3.
Продаются ли другие марки плагин-гибридов в Украине?
Да, продаются, но они привозятся больше под заказ. У нас на складе есть 5 и 7 серия и будут другие плагин-гибриды. В Украине основной враг гибридов и плагин-гибридов — это Законодательство, не предполагающее льготы, отмену НДС и акцизов на них. Нет никакой возможности уменьшить цену. Гибрид становится интересным, когда у него есть разница в цене с электромобилем. Сейчас разница в цене между i3 REX и i3 составляет 12 тыс евро, раньше это было 5 тыс. евро. 10% клиентов BMW брали i3 REX для страховки, не используя в итоге бензиновый генератор энергии. Продажи i3 REX уменьшились, однако сейчас компания предлагает модели 2017 года по цене на 4 тыс. евро дешевле модели 2018 года.
Автор: hevcars.com.ua