Исторический таймлайн: «Эволюция электрических автомобилей»

История создания электромобилей насчитывает уже более сотни лет. Многие не знают, но именно на электрический привод уповали первые создатели самоходных транспортных средств, ведь электромотор был изобретен гораздо раньше двигателя внутреннего сгорания. К тому же, несмотря на довольно равнодушное отношение к окружающей среде 100 с лишним лет назад, уже тогда четко осознавали, что электричество гораздо более чистая энергия и во многом более продуктивная, чем органическое топливо.

Первые попытки создания автомобиля (тогда он назывался немного иначе) начались еще в середине 30-х годов XIX века, причем все задумывалось, как довольно крупный проект с большими перспективами.

Сегодня принято считать, что серьезный толчок развитию электромобилей дал Илон Маск и Tesla, однако так считать не совсем справедливо по отношению к другим участникам промышленной революции.

Помимо близких к нашему времени новаторов отрасли, нельзя не упомянуть о достижениях изобретателей позапрошлого и прошлого столетия, которые внесли существенный вклад в казалось бы безальтернативно доминирующее положение автомобилей с ДВС.

Именно с этой целью мы решили воссоздать хронологическую линию того, как эволюционировали электромобили, постаравшись указать в таймлайне самые весомые изобретения в отрасли, а также дать некоторую оценку, почему глобальная электрификация автомобилей была отложена почти на сотню лет.

  • 1832

    В Абердине шотландский изобретатель Роберт Андерсон создает прототип электромобиля, который был воплощен в жизнь в формате небольшой повозки с электрическим двигателем. Даже несмотря на не совсем обычный кузов, данное изобретение вполне может считаться полноценным электромобилем. Интересен тот факт, что автомобиль стал жертвой луддитов, а именно протестующих железнодорожников, которые посчитали автомобиль угрозой их рабочим местам.

  • 1881

    Публике «Парижской выставке электричества» был представлен трехколесный электромобиль изобретателя Густава Трове. Была проведена полноценная презентация, на которой продемонстрировали возможности автомобиля, который мог разгоняться до 12 км/ч и проезжать дистанцию в 26 километров.

    Трехколесный электромобиль Густава Трове

  • 1884

    Английский изобретатель Томас Паркер создает электромобиль с перезаряжаемыми батареями собственного производства. Что интересно, это тот самый Паркер, который избавил пассажиров лондонского метро от дымы и гари, электрифицировав его спустя несколько лет после изобретения «электрокара».

    Электромобиль Томаса Паркера

  • 1890

    Идея создания электромобилей перекочевывает через океан и оседает в головах американских изобретателей. Первым из которых становится эмигрировавший шотландец из Айовы Уильям Моррисон, который создает 6-ти местный вагон с электроприводом, способный проезжать 23 километра и адаптированный к использованию на обычных дорогах. Модель была продемонстрирована на получившей широкую огласку «всемирной выставке в Чикаго» прошедшей в 1893 году.

    6-ти местный электромобиль Уильяма Моррисона


Интересный факт:

«В 1895 году в Америке был проведен первый автомобильный пробег, победителем которого стал именно электромобиль, а в следующем 1896 году в Америке появился первый автодилер, который продавал исключительно электромобили.»


  • 1899

    Электромобиль Jamais Contente бельгийского пилота и конструктора Камиля Женатци установил рекорд скорости в 100 км/ч. Электромобиль-рекордсмен интересен своей технологией, которая включала два электрических мотора обеспечивающих мощность 68 л.с., а также тормозной системой которая останавливала автомобиль за счет смены полюсов подключения к источнику энергии.

    Электромобиль Jamais Contente

  • 1899

    Создание «Electric Vehicle Company» — промышленного объединения семи крупнейших американских производителей электромобилей с целью монополизировать (тогда это еще разрешалось) рынок США. Появление этой компании наглядная демонстрация того, что на конец XX века электромобили были одними из самых приоритетных персональных транспортных средств, что наглядно демонстрирует и статистика, указывающая, что по состоянию на 1900 год: 38% автомобилей в США используют электричество, 40% ездят на паровом двигателе и 22% используют бензин.

    Рекламный проспект производителя электромобилей «Electric Vehicle Company»

  • 1900

    Знаменитый Фердинанд Порше в 23 года строит свой первый автомобиль, электрический Lohner, который к слову стал первым переднеприводным автомобилем в мире, да к тому же с установленным гидроусилителем руля.

    Lohner-Porsche

  • 1901

    Томас Эдисон оформляет патент железо-никелевой батареи, которая впоследствии станет основой для его будущего электромобиля, а также основным источником энергии для электромобилей других производителей.

    Электромобиль Томаса Эдисона с железо-никелевыми АКБ

  • 1902

    Электромобилем Уолтера Бейкера под названием «железнодорожная торпеда» установлен первый официально зарегистрированный рекорд скорости в 167 км/ч, который продержался 64 года. Спустя некоторое время он строит еще более мощный электромобиль, но во время рекордного заезда врезается в толпу людей, убивая двух из них и после этого никогда больше не садится за руль.

    Электромобиль-рекордсмен Уолтера Бейкера

  • 1905

    Выпуск первого электромобиля Fritchle фирмы The Fritchle Automobile & Battery Co. интересного тем, что заявленный запас хода электрокара составлял 160 км — солидную дальность даже для некоторых современных моделей. Интриговала и реклама автомобилей, в которой говорилось, что электромобиль компании это не только городской автомобиль, но и отличное средство передвижения на большие расстояния.

    Электромобиль Fritchle фирмы The Fritchle Automobile & Battery Co

  • 1906

    Чикагская компания Woods Motor выпускает электрический автомобиль Woods Queen Victoria Electric.

    Электромобиль Woods Queen Victoria Electric

  • 1907

    Основание легендарной компании Detroit Electric, которая первой в мире наладила массовый выпуск электромобилей, пользовавшихся невероятным успехом у женщин. Автомобили компании для своей жены покупал даже главный автопромышленник эпохи Генри Форд, и это несмотря на выпуск своего главного детища Ford T, который, если выражаться образно «похоронил» или как минимум отсрочил на долгие годы развитие электромобильной отрасли.
    Электромобили компании Detroit Electric выпускались и обслуживались с 1907 по 1939 год.

    Электромобиль Detroit Electric

  • 1913

    Этот год можно считать исторической, но не самой позитивной вехой в истории развития электромобилей. В этом году Генри Форд запускает свою новую сборочную линию (конвейер) для массового производства своего Форда Т, это приводит к тому, что бензиновые автомобили становятся в два, а то и в три раза доступнее электромобилей, производителям которых в свою очередь нечего предложить в ответ на успех Форда. К тому же бензиновые автомобили предлагали фактически неограниченный пробег, в то время как самый большой запас хода электромобиля был 65 километров, а максимальная скорость составляла 32 км/ч. Также, большая популярность электромобилей среди женщин, привела к некой предвзятости к ним со стороны мужчин, которые привыкли доминировать в ту далекую маскулинную эпоху. Таким образом, отрасль на протяжении последующих 50 лет пребывает в упадке.

  • 1947

    Выпуск японского электромобиля Tama, ставшего очень востребованным в условиях послевоенного топливного и экономического кризиса в Японии. Появление модели считается знаковым событием в индустрии, поскольку электрокар считается прямым предком впоследствии культового Nissan Leaf.

    Электромобиль Tama

  • 1956-1961

    Возрождение интереса к электромобилям связывают с появлением маленького электромобиля Henney Kilowatt, который мог проезжать порядка 100 километров и имел максимальную скорость в 97 км/ч, но ввиду своей дороговизны был крайне не популярен и не востребован.

    Электромобиль Henney Kilowatt


Интересный факт:

«В 70-х годах XX века в мире разгорелся топливный кризис, причиной которому стали политические конфликты ведущих стран мира. Цены на топливо стали повышаться, что негативно сказывалось на экономике США и как следствие на благосостоянии граждан. Чтобы решить эту проблему Конгресс США в 1976 году принимает, как оказалось впоследствии, революционный закон «о расширении исследований в области электродвигателей, аккумуляторов и других компонентов пригодных для создания электрических или гибридных транспортных средств.»
Принятие закона мгновенно вернуло интерес к отрасли, ведь помимо защиты государства, всем работающим в данной сфере компаниям полагались огромные льготы, преференции и материальная поддержка.


  • 1972

    В самый разгар топливного кризиса на выпуск электромобиля решается компания BMW, пафосно представив свой электрокар BMW 1602 на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

    BMW 1602 Electric

  • 1990

    Крупнейшая автомобильная корпорация в мире General Motors представляет свой концептуальный электромобиль GM Impact. Демонстрация модели стала своеобразным сигналом к тому, что электромобили возвращаются в сферу интересов крупных игроков на автомобильном рынке.

    Концептуальный электромобиль Impact от General Motors

  • 1996

    Налажено массовое производство GM Impact EV1 (Electric Vehicle 1), который выпускался вплоть до 2003 года, но был доступен только в качестве арендованного электромобиля.

    Cерийный электромобиль GM Impact EV1

  • 1997

    Мир впервые серьезно заговорил о гибридах. На дорогах Японии, а в последствии США и всего мира появляется знаменитая Toyota Prius, сверхтехнологичное для своей эпохи авто, совмещающее в себе работу ДВС и электродвигателя. Принято считать, что именно этот автомобиль установил новые экологичные стандарты в отрасли и кардинально изменил подход к производству автомобилей.

    Гибридный Toyota Prius первого поколения

  • 2003

    Основание компании «Tesla Motors»

    Логотип компании Tesla

  • 2008

    Выпуск знакового электромобиля Tesla Roadster. Начало революционных изменений в автомобильной промышленности.

    Tesla Roadster

  • 2009

    Tesla представляет электрический седан Model S, который сразу же завоевывает множество наград в категориях «лучший автомобиль», а также по мнению многих критиков и аналитиков, становится лучшим в мире среди серийных автомобилей любого типа.

    Tesla Model S

  • 2010

    Еще одно знаковое событие в мире электромобилей — запуск в серийное производство электрокара Nissan Leaf, первой электрической модели преодолевшей отметку в 100 тысяч проданных экземпляров.

    Nissan Leaf 2010

  • 2010

    Начало производства «плагин-гибрида» Chevy Volt — электромобиля с расширенным диапазоном пробега.

    Chevrolet Volt 2010

  • 2012

    Выпуск первого электрического кроссовера Tesla Model X с уникальной компоновкой салона, необычным экстерьером и невероятно технологичным оснащением, включающим автопилот.

    Tesla Model X

  • 2013

    Начало массового производства электромобиля BMW i3, знакового электрокара для европейского рынка зеленых авто.

    Электромобиль BMW i3

  • 2014

    Впервые электромобили получают собственные официальные соревнования, названные по аналогии с «королевой автоспорта», Formula E. В первом сезоне, в состязаниях принимало участие 10 команд, гонщики которых соревновались на электромобилях выполненных в форме гоночных болидов, в целом со схожими техническими характеристиками. Пилотами некоторых команд выступали профессиональные гонщики, пришедшие в класс гонок на электрокарах из Formula.

    Логотип Formula E




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌