Китай и Япония настаивают на общемировом стандарте зарядки для электромобилей

CHAdeMO и China Electricity Council (CEC) приглашают другие страны присоединиться к ним в создании единого стандарта для зарядки электромобилей.

Две отраслевые группы, японская CHAdeMO и китайская China Electricity Council, являющиеся наиболее сильными сторонниками электромобилей в мире, объявили в конце августа, что разработают протокол сверхбыстрой зарядки для электромобилей. Теперь под контролем правительств Японии и Китая они приглашают другие страны присоединиться к этой работе. Их цель — разработать к 2020 году глобальный стандарт зарядки для всех типов электромобилей.

CHAdeMO, консорциум автомобильных, энергетических и IT-компаний (включая Kia, Mitsubishi Motors и Nissan), имеет крупнейшую в мире сеть быстрых зарядных устройств постоянного тока для электромобилей: по данным группы, на сентябрь 22 647 единиц работают в 71 стране мира, 2900 единиц в Северной Америке и более 7900 единиц в Европе.

Карта глобального распространения стандарта CHAdeMO на сентябрь 2018 года

Карта глобального распространения стандарта CHAdeMO на сентябрь 2018 года © CHAdeMO Association

Общее количество зарядных устройств стандарта GB/T, установленных в Китае и Индии китайским партнером CHAdeMO, China Electricity Council (CEC), насчитывает 270 000 единиц. Вместе на эти две группы приходится более 90% мирового рынка установленных быстрых зарядных устройств постоянного тока для электромобилей с мощностью до 120 кВт.

Обе организации в настоящее время используют свои собственные стандарты зарядки, которые имеют некоторые общие характеристики, такие как локальная сеть контроллеров (или шина CAN), которая является стандартом для связи внутри транспортных средств и зарядных устройств между ними.

Новый стандарт на зарядное устройство для электромобилей носит рабочее название ChaoJi. Макото Йошида, генеральный секретарь Ассоциации CHAdeMO и генеральный менеджер Nissan, на недавнем брифинге для иностранной прессы в Токио отметил, что пока еще «ничего не доработано» в спецификациях на сегодняшний день, и есть возможность для вклада со стороны стран, которые присоединятся к разработке стандарта.

Максимальная мощность для нового стандарта на зарядные устройства предварительно установлена ​​на уровне 900 кВт (1500 В х 600 А) для удовлетворения потребностей мощных аккумуляторов будущего. Это позволит заряжать большие транспортные средства, такие как промышленная техника, автобусы, грузовики и самолеты на более высоких скоростях. Зарядному устройству мощностью 50 кВт сегодня требуется около 30 минут для зарядки батареи емкостью 25 кВт⋅ч, в будущем зарядное устройство мощностью 900 кВт сможет зарядить батарею емкостью 450 кВт⋅ч за 30 минут.

Существующие стандарты быстрой зарядки электромобилей

Существующие стандарты быстрой зарядки электромобилей © CHAdeMO Association

Однако, прежде чем это произойдет, CHAdeMO намеревается изменить свою спецификацию для будущих зарядных устройств, чтобы они работали с мощностью 350-400 кВт и более в новом стандарте ChaoJi. В связи с чем возникнет необходимость в том, чтобы производители включили новую конструкцию разъема и кабели жидкостного охлаждения.

Стандарт ChaoJi не повлияет на связь внутри транспортных средств, а также между транспортными средствами и зарядными устройствами. Текущие стандарты CHAdeMO и GB/T используют протокол CAN, и это будет выбор партнеров в будущем. Одно из преимуществ CAN заключается в том, что он позволяет осуществлять связь между блоками управления транспортных средств без необходимости использования специальной проводки между ними и перегрузки контроллера.

Стандарт ChaoJi и существующие мощности быстрой зарядки электромобилей

Стандарт ChaoJi и существующие мощности быстрой зарядки электромобилей © CHAdeMO Association

По словам Макото Йошида, когда дело доходит до связи между электромобилем и зарядным устройством, последовательность соединения, а также содержание этого соединения должны оставаться неизменными. Те же правила должны применяться к зарядке высокой мощности, вплоть до зарядки с низким энергопотреблением (при медленной зарядке до 100%).

Другая область, в которой партнеры не хотят идти на компромисс, заключается в обеспечении обратной совместимости нового протокола с существующими стандартами CHAdeMO и GB/T. Это позволило бы использовать нынешние зарядные устройства в соответствии с новым стандартом.

Как отмечает Йошида, компании думают о разработке стандарта, который распространится и на персональный транспорт, такой как электроскутеры, электропогрузчики и легкие автомобили. Такое зарядное устройство будет рассчитано на мощность от 2 до 20 кВт.

Несмотря на нынешнее доминирование стандартов CHAdeMO и GB/T, третий стандарт, разработанный Обществом инженеров автомобильной промышленности, может представлять долгосрочную угрозу. Комбинированная система зарядки (CCS), поддерживается BMW, Ford, General Motors, VW и другими автопроизводителями. CCS выпускается в двух вариантах, которые объединяют зарядку переменного (AC) и постоянного тока (DC) в одном разъеме и называются Combo 1 и Combo 2. Combo 1 использует однофазный разъем для переменного тока и применяется в Северной Америке. Combo 2 использует как однофазные, так и трехфазные соединения для переменного тока.

Четвертый патентованный стандарт, разработанный Tesla, также набирает обороты. Система Tesla Supercharger обеспечивает три скорости зарядки: малую (120 В / 15–20 А), среднюю (240 В / 80 А) и высокую (480 В / 300 А). Кроме того, Tesla недавно объявила, что оснастит свою Model 3 в Европе разъемом для зарядки CCS.

Путаница, вызванная несовместимыми стандартами зарядных устройств, является лишь одним из препятствий, мешающих более быстрому развитию электромобилей. Другими препятствиями являются высокая стоимость электромобилей и недостаточный запас хода.

Если CHAdeMO и CEC получат поддержку других стран в создании общеотраслевого стандарта сверхбыстрой зарядки, это поможет устранить некоторые из этих препятствий.

Но введение третьего стандарта в дополнение к существующим популярным стандартам CHAdeMO и CCS, вероятно, создаст большую головную боль для разработчиков аппаратного обеспечения, говорит Кохей Сагава, доцент кафедры электротехники в Токийском университете в Токио.

Сагава отмечает, что автопроизводителям необходимо менять электрическую конструкцию своих электромобилей для каждого нового стандарта, менять крепежи оборудования и тестировать совместимость.

Дорожная карта будущих стандартов быстрой зарядки электромобилей

Дорожная карта будущих стандартов быстрой зарядки электромобилей © CHAdeMO Association

По словам Сагавы, чтобы снизить нагрузку на производителей и обеспечить беспрепятственное развитие новой зарядной инфраструктуры, новый стандарт должен поддерживать тесную связь с существующими стандартами. Кроме того, индустрия электромобилей должна разрабатывать новые технологии, такие как полуавтоматические и автоматические методы подключения транспортных средств к зарядным устройствам. И поскольку будут использоваться более высокие токи, они также должны пересмотреть размеры кабелей.

Тем временем CHAdeMO и CEC продолжают свои усилия. Йошида сообщил, что организации обратились к нескольким странам с просьбой о присоединении к ним, включая Австралию, Чили, Германию, Индию, Южную Корею и страны АСЕАН.

Сагава добавил, что при условии наличия соглашения об обратной совместимости с существующими стандартами CHAdeMO в Соединенных Штатах и Европе шина CAN будет актуальной.

Напомним, первые зарядные станции мощностью 450 кВт были установлены и протестированы в Германии.

По материалам: spectrum.ieee.org & chademo.com & fpcj.jp. Подготовил: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌