Автомобилестроение одна из важнейших отраслей в мировой промышленности, в которой заняты десятки миллионов человек. В отдельных странах производство автомобилей это бюджетообразующая отрасль от которой целиком зависит судьба многих людей. Поэтому политика и автопромышленность всегда идут где-то рядом.
Развитие электромобильной отрасли во многом изменило устоявшийся формат взаимодействия государственной системы с крупными автопромышленниками, поскольку возможно впервые в истории, политика государств пошла вразрез с экономическими интересами в угоду экологическим соображениям. Все дело в том, что высокоразвитые государства которые все больше входят в новый постиндустриальный мир и где качество жизни начинает ценится выше, чем гонка за ВВП на душу населения, несут больше материальных и социальных потерь от неэкологичных производств, чем они приносят выгоды.
Первым показателем того, что топливные автомобили начали вызывать проблему, стало введение платы за въезд на дизельном или бензиновом авто в центр крупных городов, таких как Лондон, Стокгольм, Сингапур, Милан, Сан-Франциско. Целью акции было снижение трафика и вредных выбросов в местах, где всегда находится огромное количество людей, включая туристов и гостей города.
Еще один показатель указывающий на то, что политика государств стала менее лояльной в автопрому это популяризация и ускоренное развитие общественного транспорта. Давно не секрет, что в крупных городах подобных Шанхаю или Нью-Йорку пользоваться общественным транспортом гораздо выгоднее, практичнее и удобнее, чем иметь собственный автомобиль. В Европе и вовсе практикуют езду на автомобиле только до ближайшей станции общественного транспорта.
Пример того, что многие государства субсидируют покупателей электромобилей отменяя для них налоги и поощряя материально и вовсе свидетельствует о том, что уже на ближайшее будущее топливные автомобили в расчет не берутся.
Поддержка электромобилей — политический блеф или далеко идущая перспектива?
Как и полагается инновационной отрасли, производство электромобилей шагает вперед семимильными шагами наращивая свой потенциал. По оптимистическим оценкам многие государства планируют полностью отказаться от использования топливных автомобилей к 2030-40 годам. Однако не несут ли в себе подобные перспективы социальной угрозы?
Если например представить, что Китай, объявивший о полном переходе на электромобили к 2030 году (в ближайшие 10 лет) полностью откажется от выпуска и покупки топливных автомобилей, то к чему может это привести? Ведь Китай это не только миллионы работающих людей на собственных автозаводах, но и еще миллионы потребителей европейских, японских и американских автомобилей, которые производит огромное количество других людей в разных концах мира. Не приведет ли столь резкий отказ, к мировому экономическому коллапсу и новому кризису?
И ведь это не только Китай, Франция так и вовсе объявила о запрете бензиновых и дизельных автомобилей к 2040 году. Что это пустые обещания или неизбежная реальность?
А ведь это только будущее политические акции, а ведь уже сейчас происходит тотальная дискриминация ДВС. Это выражается и в более низких налогах на электрокары и беспошлинный ввоз в разные страны, разрешения на бесплатную парковку в городах и многое другое. Неужели это заговор на тотальное уничтожение целой отрасли?
Как ни странно но нет, никто не собирался уничтожать глобально важную отрасль. Дело в том, что многие автопроизводители давно нуждались в определенном стимуле по созданию более экологичных и прогрессивных производств и автомобилей. И такой стимул произошел в 2008 и 2012 годах, когда в Калифорнии были представлены соответственно Tesla Roadster и Tesla Model S, которые совершили революцию в отрасли и продемонстрировали, что «таки да» электромобили это всерьез и надолго.
Все же остальные перипетии, включая сегодняшние политические лозунги, это лишь производные от того что произошло уже почти десять лет назад.
Буквально все, оглядываясь на прошедшее с тех пор время видят, какой произошел сумасшедший скачок в развитии отрасли, и что все более очевидным становиться ответ на вопрос, кто выиграет в гонке «ДВС против электродвигателя».
Поэтому запреты и декларативные заявления правителей государств это не блеф, а скорее призыв и к производителям, и к потребителям быть готовым к указанному времени перейти на другие форматы производства и эксплуатации. Ведь согласно последним исследованиям, стоимость электромобилей сравняется с топливными автомобилями уже даже не через 10 лет, а к 2020-2025 годам, поэтому времени на переориентацию остается все меньше.
График показывающий, что к 2040 году электромобили займут 35% рынка:
The 2020s will be the decade of the electric car https://t.co/SsWghBlDnN pic.twitter.com/noxhZa62Wg
— New Climate Economy (@NewClimateEcon) 26 лютого 2016 р.
Как ни прискорбно, но скорее всего вопрос экологии, в анонсированных запретах и переходах, вероятно второстепенен. Политики никогда не отличались особым альтруизмом по отношению к экологии, просто так совпало, что потенциально выгодная и перспективная электромобильная отрасль оказалась еще и максимально экологичной. Это в свою очередь стало очень удобным полем для спекуляции на этой теме, лоббировании определенных интересов и наборе политических очков.
Какие шаги предпринимаются чтобы избежать возможных проблем?
Первый и самый очевидный шаг видимый каждому, это то что практически каждая серьезная автомобильная компания начинает производство электромобиля. Кто этим еще не начал заниматься, тот безнадежно отстает.
Второй шаг, это самостоятельная ответственность автопроизводителей, которые начинают реформировать свои производства. Так, крупнейшая американская компания Ford заявила объявила об инвестициях в $4,5 млрд. в разработку 13 новых электромобилей в течении ближайших пяти лет. Шведская Volvo и вовсе планирует отказаться от производства автомобилей с ДВС, объявив что каждый ее автомобиль выпущенный с 2019 года, будет иметь электрический двигатель. Концерн General Motors планирует выпустить два новых электромобиля в течении полутора лет и около 20 моделей электрокаров в ближайшие 5 лет.
Как видим, реорганизация производств во многих компаниях идет полным ходом, что вселяет уверенность в том, что глобальных социальных и экономических проблем удастся избежать. Тем не менее, риски еще достаточно велики, ведь разработка новых технологий всегда сопряжена с возможным появлением монополий, то есть более успешных производителей, которые установят контроль над рынком и начнут поглощать менее удачливых. Вот именно в таких ситуациях и требуется вмешательство государства, которое сможет пресечь подобное развитие событий, законодательно урегулировав некоторые моменты.
Как реагирует украинское государство на глобальные изменения в отрасли автомобилестроения?
К сожалению, Украина не входит в число крупных автопроизводителей, а производство электромобилей и вовсе находится в начальной стадии.
Говорить о каком-либо серьезном влиянии на отрасль со стороны украинского политикума, можно только в отношении доступа к импортным электромобилям. И тут нельзя не отметить позитивные решения правительства, которые позволяют ввозить электромобили в страну без уплаты огромных пошлин и определенных налогов. Во многом помогает и специфика электромобилей, в которых нет двигателей внутреннего сгорания определенного объема, который можно было бы обложить налогом.
Очень бы хотелось, чтобы кроме потребительского спроса, в Украине развивался бы и экспортный потенциал электромобильной отрасли, возможно не само производство электромобилей, но хотя бы важных к ним комплектующих. Это существенно повысило бы конкурентность государства на мировом рынке, а также поощряло бы рост смежных производств и отраслей. Ведь электромобили это не только, двигатель и колеса, это и программное обеспечение, и развитие альтернативной энергетики, и новая логистика грузовых и транспортных перевозок, то есть потенциально тысячи новых рабочих мест.
Автор: hevcars.com.ua