Как подобрать автомобильные диски для электромобиля

Электрические автомобили плотно завоевывают мировой рынок. И для того, чтобы электрокары могли полноценно конкурировать с машинами с двигателями внутреннего сгорания, производители придумывают множество хитростей.

Причем хитрости касаются абсолютно всех частей транспортного средства. И автомобильные диски — не исключение.

Правильный выбор дисков может увеличить запас хода электромобиля на 10-15%. Как это возможно? Давайте разберемся.

От чего зависит запас хода электромобиля

Наиболее популярные и доступные по цене электрокары довольно ограничены в запасе хода. Стандартный запас хода большинства электрических автомобилей на 2019 год — до 300 км на одном заряде аккумулятора. А запас хода самой распространенной модели в Украине — до 150 км. Разве что дорогущая Tesla Model S может пройти более 500 км.

Выше своего максимума электромобиль проехать не может. А вот снижаться запас хода может от любых условий.

  • На дворе зима и температура воздуха ниже −10 °C? Готовьтесь потерять до 30% емкости.
  • Электромобиль перегружен багажом и пассажирами? Еще минут 5-10% от запаса хода.
  • Любите слушать музыку в дороге или освежаться кондиционером? Все это также уменьшает запас хода.

Также нужно учитывать естественный износ аккумуляторов. Стандартный срок использования литий-ионных батарей — 8-10 лет. Если первые 3 года ресурс практически не падает, то по истечению 8 лет может остаться только половина от первоначального. А 75 км из максимальных 150 — это довольно сильная разница, даже если вы не будете выезжать за город.

Как правильный выбор дисков увеличивает запас хода для электрокара

Для электрокаров крайне важным показателем считается вес неподрессоренной массы. То есть, всех элементов, которые находятся ниже уровня подвески: дисков, покрышек, элементов тормозной системы и трансмиссии.

Чем ниже вес неподрессоренной массы, тем меньше усилий автомобилю требуется для движения. Соответственно, будет меньше расход энергии и больше расстояние, которое сможет пройти электромобиль на одном заряде.

Наиболее простой способ снизить вес неподрессоренной массы — установить более легкие диски. Именно поэтому на большинство электрокаров устанавливают легкосплавные диски.

Стальные диски под колпаками Nissan Leaf второго поколения © HEvCars

Средний вес стальных дисков диаметром 15 дюймов — 8 кг. Легкосплавные диски весят в 1,5 раза меньше. Для 15 дюймов средний вес — 5,5 кг. И чем больше диаметр дисков, тем более ощутимая разница между разными материалами.

Устанавливать на электрокар стальные диски диаметром больше чем 17 дюймов просто невыгодно. Уже такой шаг «съест» до 15% от максимального расстояния, которое может проехать электромобиль.

Установка легкосплавных дисков из алюминиево-никелевого сплава позволяет компенсировать потери и даже на 5-10% увеличить запас хода. А при стандартных 150 км это очень даже неплохо, если в день приходится много кататься в городе или выезжать за его пределы. Кроме того, это повышает управляемость автомобиля. Более легкие диски позволяют колесной базе быстрее реагировать на повороты руля.

Литые диски Nissan Leaf второго поколения

Литые диски Nissan Leaf второго поколения © europe.nissannews.com

Конечно, есть и негативные моменты. Во время движения зимой облегченные диски ухудшают разгон автомобиля. Все потому, что на скользкой заснеженной дороге малый вес неподрессоренной массы уменьшает сцепление автомобиля с дорогой. Но на фоне потерь аккумуляторной емкости при низких температурах это не кажется чем-то слишком серьезным.

А что насчет рекуперации?

Рекуперативное торможение — это разновидность торможения, в котором кинетическая энергия от торможения с помощью электрогенераторов преобразуется в электрическую, что позволяет подзаряжать аккумулятор.

Бытует мнение, что стальные диски намного более эффективные для рекуперации, чем легкосплавные. И это действительно так. В среднем разница сохранения энергии при рекуперации составляет около 25% в пользу стальных дисков.

Но есть один нюанс, о котором многие забывают. Транспортные средства легче 2 тонн обладают довольно низким КПД рекуперации — не выше 30%. А большинство популярных в Украине электромобилей весят в среднем 1,5 тонны.

Наилучшую эффективность и увеличение дистанции пробега системы рекуперации демонстрируют в городе с его «старт-стоп» трафиком

Наилучшую эффективность и увеличение дистанции пробега системы рекуперации демонстрируют в городе с его «старт-стоп» трафиком

Для автомобиля весом в 1,5 тонны максимальное КПД рекуперации будет 30% от кинетической энергии торможения, да и то если не учитывать особенности движения. Поэтому максимальный возврат энергии при движении в городе будет не выше 30%, а ведь он еще и частично нивелируется увеличенным весом неподрессоренной массы.

Замена стандартных автомобильных дисков на облегченные — это неплохое решение, которое даст вам дополнительных 10-15% к максимальному запасу хода, которое может проехать электромобиль на одном заряде. Но помните, что это не панацея. Значительно увеличить дальность пробега на одном заряде можно только одним способом — покупкой нового автомобиля с большим запасом хода (или установкой дополнительной батареи). Все остальное — только хитрости, которые позволяют сэкономить энергию там, где это можно сделать.

Как итог, мы рекомендуем использовать в электромобилях легкосплавные диски из алюминиевых или никеле-алюминиевых сплавов. Они не уступают стальным в прочности и функциональности, а в некоторых моментах даже превосходят. Плюс, дополнительные 10-15% к дальности поездок можно считать приятным бонусом.

Уже отобранные по типоразмерам диски на Nissan Leaf можно посмотреть здесь →


Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌