Баварский концерн занимается производством электромобилей с 1972 года. Любопытно проследить эволюцию развития электромобилей компании на примере всех моделей, которые выпустил бренд, тем самым сформировав представление о том, как развивалась история и как быстро изменялись технологии.
BMW 1602 Electric (1972)
Электрический первенец BMW выпущенный в 1972 году. Автомобиль приводился в действие двигателем на 32 кВт с эквивалентом мощности 42 л.с. До 50 км/ч электромобиль разгонялся за 8 секунд, а для его питания потребовалось 350 килограмм свинцово-кислотных аккумуляторов. Особенностью и главным недостатком электромобиля было то, что он не имел разъема для подзарядки аккумуляторов, а потому чтобы продолжать движение требовалась их полная замена.
Фотографии BMW 1602
Технические характеристики BMW 1602 Electric:
- Двигатель: электродвигатель постоянного тока (Bosch)
- Мощность электродвигателя: 12 кВт/32 кВт
- Батарея: 12.6 кВт•ч
- Тип аккумулятора: 12 свинцово-кислотных батарей (Varta)
- Вес аккумуляторов: 350 кг
- Максимальная скорость: 100 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 8 сек.
- Запас хода на электротяге: 30 км
BMW LS Electric (1975)
Модель 1975 года — первый электромобиль BMW, который можно было подзарядить от сети. Но и тут все было не так просто. Автомобиль заряжался дольше, чем ехал на одной зарядке. Время восполнения запаса АКБ составляло порядка 14 часов, а проехать после столь длительного процесса BMW LS Electric был способен только 30 километров. Согласитесь не самая высокая продуктивность, и уж точно в нем не было экономичности.
Технические характеристики BMW LS Electric:
- Двигатель: электродвигатель постоянного тока (Bosch)
- Мощность электродвигателя: 8 кВт/17 кВт
- Батарея: 10.8 кВт•ч
- Тип аккумулятора: 10 свинцово-кислотных батарей (Varta)
- Вес аккумуляторов: 318 кг
- Максимальная скорость: 65 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 11.4 сек.
- Запас хода на электротяге: 30 км
BMW 325iX (1987–1990)
К идее построить эффективный электромобиль инженеры BMW вернулись в 1987 году, когда решили сделать электрокар на базе стандартной 325 модели BMW. Для этого они заменили ДВС на электродвигатель и установили новые аккумуляторные батареи от компании Asea Brown Boveri. Эти АКБ были гораздо легче предшественниц и что важнее более емкими. С их помощью электрический BMW 325xi мог проехать 150 км, что уже больше соответствовало показателям ожидаемых от электромобиля. Данный электромобиль не стал массовой моделью, а использовался преимущественно немецкой почтой и чиновниками госаппарата.
Фотографии BMW 325iX
Технические характеристики BMW 325iX:
- Двигатель: электродвигатель постоянного тока (ABB)
- Мощность электродвигателя: 17 кВт/22 кВт
- Батарея: 22 кВт•ч
- Тип аккумулятора: натрий-серная батарея
- Вес аккумуляторов: 265 кг
- Максимальная скорость: 100 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 9 сек.
- Запас хода на электротяге: 150 км
BMW Е1 (1991–1993)
Что было характерно для всех предыдущих электромобилей компании, так то, что все они были созданы на базе существовавших моделей с двигателем внутреннего сгорания.
Первым же электромобилем бренда, разработанным с нуля стал выпущенный в 1991 году BMW Е1. Особенностью авто был кузов изготовленный из алюминия, что существенно снизило массу электромобиля, а также установка новых аккумуляторных батарей из хлорида натрия и никеля. С их помощью автомобиль проезжал 160 км и заряжался от бытовой сети порядка 10 часов. К сожаления затраты на производство автомобиля значительно превышали окупаемость и очень скоро проект BMW Е1 был закрыт.
Фотографии BMW Е1
Технические характеристики BMW Е1 и Е2:
- Двигатель: электродвигатель переменного тока
- Мощность электродвигателя: 32 кВт
- Батарея: 19.2 кВт•ч/19 кВт•ч
- Тип аккумулятора: натрий-серная/натрий никель-хлоридная батарея
- Вес аккумуляторов: 200 кг
- Максимальная скорость: 120 км/ч/125 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 6 сек./5.6 сек.
- Запас хода на электротяге: 150 км
BMW E36 (1992-1997)
Следующим электромобилем на котором компания испытала множество различных технологий стал BMW E36. Автомобиль имел мощность в 60 л.с., а батарея могла заряжаться до 75% мощности за 40 минут. Показатели автомобиля, особенно способности АКБ стали хорошим подспорьем в производстве самой успешного электромобиля компании BMW i3.
Фотографии BMW E36
Технические характеристики E36:
- Двигатель: электродвигатель переменного тока
- Мощность электродвигателя: 32 кВт/45 кВт
- Батарея: 21.7 кВт•ч/29 кВт•ч
- Тип аккумулятора: натрий никель-хлоридная батарея
- Вес аккумуляторов: 260 кг/350 кг
- Максимальная скорость: 128 км/ч/135 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 8 сек./6 сек.
- Запас хода на электротяге: 120 км/150 км
BMW 1 Series Active E (с 2010 года)
Еще одним электромобилем BMW, который окончательно сформировал современное видение бренда в экологичном сегменте, стала модель 1-й серии.
Фотографии BMW 1 Series Active E
Технические характеристики BMW 1 Series Active E:
- Двигатель: гибридный двигатель
- Мощность электродвигателя: 125 кВт
- Батарея: 32 кВт•ч
- Тип аккумулятора: литий-ионный
- Вес аккумуляторов: 450 кг
- Максимальная скорость: 145 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 9 сек.
- Запас хода на электротяге: 160 км
Mini E (2008)
В дальнейшем идеи электромобиля воплотились в смежном с BMW, брендом Mini, который входит в мюнхенский автоконцерн. В 2008 году компания представила 600 электрических автомобилей под названием Mini E, предназначенных для повседневного использования. Тестовые результаты полученные от фокус-групп использовавших автомобили, нашли свои воплощения в будущих разработках полноценного серийного электромобиля от BMW.
Фотографии Mini E
Технические характеристики MINI E:
- Двигатель: асинхронный электродвигатель переменного тока
- Мощность электродвигателя: 150 кВт
- Батарея: 35 кВт•ч
- Тип аккумулятора: литий-ионный
- Вес аккумуляторов: 260 кг
- Максимальная скорость: 152 км/ч
- Разгон 0-50 км/ч: 8.5 сек./6 сек.
- Запас хода на электротяге: 250 км
Свое же окончательное воплощение чистая энергия от BMW нашла в сегодняшних моделях электромобилей. Это прежде всего городской хэтчбек BMW i3, самый востребованный электрокар компании, выпущенный в нескольких модификациях с разными техническими характеристиками и ходовыми качествами. А также эффектное спортивное купе BMW i8, один из немногих в мире электромобилей в спортивной «обертке» суперкара.
Глядя на современные чудеса инженерной мысли от мюнхенского концерна, как то не слишком верится, что еще 40 с лишним лет назад, первый электромобиль компании даже не имел возможности автономной подзарядки.
По материалам: bmwblog.com. Подготовил: hevcars.com.ua