lang="ru-RU"> Что происходит со стандартом CHAdeMO? — HEvCars
HEvCars

CHAdeMO уходит в прошлое и тянет за собой Nissan Leaf?

Электромобили предназначенные для быстрой зарядки DC с мощностью 100 кВт и более, в подавляющем большинстве предпочитают CCS в качестве стандартной архитектуры зарядки. Сети зарядных станций нового поколения в Европе и США также предпочитают CCS. Все идет к тому, что несмотря на свое раннее лидерство, CHAdeMO теперь, похоже, теряет свои позиции.

Что послужило причиной падения CHAdeMO?

Тип разъема CHAdeMO

Для справки:

Стандарт CHAdeMO был разработан японской компанией TEPCO и принят с 2010 года для скоростных зарядных станций постоянного тока (DC). Мировые автопроизводители (кроме Китая), которые проектировали возможность скоростной зарядки в будущих моделях электромобилей предусматривали именно порт CHAdeMO. Такой порт можно встретить в европейских Peugeot и Citroen, японских Nissan, Mitsubishi. Автопроизводитель Tesla на этапе проектирования Model S, Model X разработал специальные переходники для зарядки именно по стандарту CHAdeMO.

Несомненно, что политика отказа от стандарта связана с американскими и европейскими автопроизводителями, которые были обеспокоены тем, что CHAdeMO стал де-факто единым стандартом после появления Nissan Leaf в качестве первого массового (неоспоримый факт) высокопроизводительного электромобиля.

Но, какими бы ни были технические достоинства или недостатки стандарта CHAdeMO, он был основан на сугубо внутренних японских особенностях энергосетей. Это само по себе должно было мешать американским и европейским автопроизводителям, которым нужно было подстраиваться под специфику стандарта, поэтому многие из них искали альтернативу, которой и стал представленный в 2011 году стандарт CCS, который уже в 2012 был принят на вооружение несколькими ведущими автокомпаниями.

Тип разъема Type 2 CCS Combo

Для справки:

Германия активно включилась в мировой электромобильный рынок в 2011 году с выпуском Opel Ampera. Стандарты, принятые немецкими разработчиками, часто становились международными. Например, мало кто знает, что система Schuko (в быту — евророзетка и евровилка) была разработана в 1930 году Альбертом Бюттнером, основателем компании «Bayerische Elektrozubehör GmbH» (сейчас ABL SURSUM Bayerische Elektrozubehör GmbH & Co. KG).

Исходя из архитектуры немецких и европейских электросетей Германия принимает стандарт для переменного тока (AC) Type 2, разработанный компанией Mennekes (Кирххундем, Германия). Для скоростных зарядок принято решение добавить под Type 2 два контакта для зарядки постоянным током (DC). Принимается и свой протокол CCS. Далее в 2013 году стандарты Германии принимает Европейский союз, как единый для AC и DC зарядок, а это означает, что производители электромобилей, выпускающие новые модели или модификации обязаны иметь на борту Type 2 для зарядки переменным током.

 

Адаптер CHAdeMO для Tesla Model S/X © tesla.com

Новые «правила игры» принимают и американцы. Для выхода на европейский рынок Tesla производит смену традиционного американского разъема Tesla на Type 2 и выпускает переходник с CHAdeMO на Type 2. Быстрые зарядные станции Tesla пришлось оснастить сразу разъемами стандарта Type 2 в которых объединяются силовые контакты Фаза+Нейтраль и Фаза+Фаза.

Кроме того, европейские сети зарядных станций заинтересованы в едином стандарте. Сейчас приходится устанавливать двух-трех секционные быстрые зарядные станции. При едином стандарте можно удвоить инфраструктуру в рамках тех-же бюджетов. Учитывая стоимость оборудования и большой период окупаемости быстрых зарядных станций, единый стандарт может ускорить развитие европейской инфраструктуры.

Пока на руку CHAdeMO играет только фактор сдерживания объемов продаж электромобилей Tesla в Европе. Из-за этого зарядные сети не могут себе позволить одномоментно отказаться от CHAdeMO, которым оснащены много электромобилей.

В таких условиях некоторые автопроизводители, которые вначале реализовали стандарт CHAdeMO в своих электрокарах, в последние годы переходят на CCS.

 

CCS становится доминирующим стандартом зарядки электромобилей в Европе?

Карта стандартов быстрой зарядки электромобилей в мире © abb.com

Например, ранние электромобили группы PSA, будучи клонами Mitsubishi i-MiEV использовали CHAdeMO, это же касалось и их легких коммерческих фургонов. Теперь же согласно анонсам, будущие электромобили группы PSA будут использовать стандарт CCS.

Kia Soul EV первого поколения использовала CHAdeMO, но теперь Hyundai и Kia также переходят на CCS. Несмотря на японское происхождение Honda Clarity PHEV 2017 также выбирает для себя стандарт CCS.

Разъем для зарядки CCS Combo Type 2 европейской версии Tesla Model 3 © reddit.com

У Tesla также возникли сложности со стандартом. Слабым местом для производителя являлось использование CHAdeMO переходников, ведь производители зарядного оборудования четко указывают в документации запрет на использования переходников для DC разъемов.

С выходом новой модели Tesla Model 3, в том числе на европейский рынок, американский производитель вынужден перейти на стандарт CCS Combo Type 2 и перевести быстрые зарядные станции на тот же стандарт. Для зарядки существующих Model S и Model X будут разработаны отдельные переходники.

С выходом Model 3 и инфраструктурными изменениями, электромобили Tesla будут напрямую подключаться к общественным быстрым зарядным станциям, а переходники использовать только в собственной сети быстрых зарядных станций.

Что будет с Nissan Leaf?

Наряду с Mitsubishi Outlander PHEV и Toyota Prius Prime PHEV, Nissan теперь является одним из немногих автопроизводителей, которые все еще выбирает CHAdeMO за пределами Японии.
Nissan Leaf 60 кВт⋅ч, если основываться на недавно опубликованных фото, похоже все также придерживается CHAdeMO. Если это так, это может быть единственный электрокар с данным стандартом. Правильная ли это стратегия для Nissan?

Nissan Leaf на 60 кВт⋅ч заряжается от быстрого зарядного устройства CHAdeMO с мощностью 102 кВт © electrek.co

Безусловно, одной из выдающихся характеристик нового Leaf является то, что он может заряжаться с мощностью до 102 кВт. Это замечательно, но по факту на территории США и Европы крайне мало существующей инфраструктуры CHAdeMO, которая обеспечивает мощность постоянного тока более 50 кВт.

В Европе в целом имеется всего 18 пунктов зарядки с зарядными устройствами CHAdeMO на 100+ кВт. В тоже время на всех зарядных пунктах с CHAdeMO уже есть зарядные устройства CCS на 100 кВт.

Европейская сеть Ionity с зарядными устройствами на 350 кВт представлена только с CCS стандартом. Европейская сеть Fastned имеет пункты с зарядными устройствами CHAdeMO на 50 кВт и CCS зарядные устройства, но на каждой новой точке предлагает уже 175 кВт мощности для CCS и все те же 50 кВт для CHAdeMO.

В США сеть Electrify America имеет как оборудование CHAdeMO, так и CCS, но ее разъемы CHAdeMO рассчитаны на 50 кВт, а вот CCS уже на 150-350 кВт мощности.

В этом случае Nissan вряд ли будет придерживаться CHAdeMO для Leaf 60 кВт⋅ч, для европейского и американского рынка, поскольку из-за недостатка инфраструктуры стандарта и не принятием Nissan CCS, это сделает возможность быстрой зарядки для Leaf крайне ограниченной, а сам электромобиль практически неконкурентоспособным по сравнению с другими недорогими электрокарами, которые уже производят Hyundai, VW и Tesla.

Напомним, ранее мы публиковали статью о типах зарядных станций и разъемов зарядных устройств электромобилей.

Автор: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме