Итак, вы рассматриваете покупку подключаемого к сети автомобиля — отличный выбор. Однако покупая электромобили, вы должны проанализировать не только обычные критерии покупки, такие как цена, кузовные особенности, мощность, эффективность, запас хода, комплектация и цвет, но и вопрос зарядки электромобиля. Приобретая электромобиль или подключаемый плагин-гибрид первое, о чем задумывается потенциальный владелец — как и при помощи чего будет происходить зарядка аккумуляторных батарей. Ведь даже человек мало осведомленный о возможностях экоавтомобилей, прекрасно понимает, что обычной вилки и розетки для этого бывает недостаточно.
Попробуем разобраться, какие существуют на сегодняшний день, основные типы зарядных устройств и разъемов.
Зарядки для электромобилей априори разные, к сожалению единого стандарта, по примеру mini-USB в производстве электрокаров пока нет (на данный момент ведется работа по внедрению в Европе потенциально единого стандарта с разъемом коннектора CCS Combo 2). Существует 4 типа зарядных станций, о которых должен быть осведомлен каждый водитель или будущий владелец электромобиля и несколько видов коннекторов, которыми комплектуются станции и модели электромобилей.
Типы зарядных станций:
Mode 1
Наименее мощный тип зарядки, осуществляемый преимущественно от бытовой сети. Интервал подзарядки электромобиля с помощью такого метода, составляет приблизительно 12 часов. Процесс происходит без специального оборудования, при помощи стандартной розетки и специального адаптера переменного тока. На сегодня данный тип практически не применяется для зарядки серийных автомобилей из-за низкой безопасности подключений.
Mode 2
Стандартный тип зарядной станции переменного тока, использовать которую можно в быту или пользоваться на автозаправочных комплексах. Применяется для зарядки электромобилей всех типов с традиционными разъемами подключаемого коннектора с системой защиты внутри кабеля. Длительность процесса составляет порядка 6-8 часов при емкости аккумуляторных батарей 20-24 кВт•ч.
Mode 3
Самый мощный режим, используемый на станциях с переменным током. К нему применимы разъемы Type 1 — для однофазной и Type 2 — для трехфазной сети.
Mode 4
Тип зарядных станций в которых применяется не переменный, а постоянный ток. Мощность подобных комплексов для некоторых электромобилей бывает слишком высока. У тех же, что поддерживают подобный стандарт, аккумуляторы заряжаются до 80% в течении 30 минут. Подобные зарядные комплексы можно встретить на городских парковках и шоссе, хотя они довольно редки в Украине, поскольку обустройство такого комплекса требует отдельной линии электроснабжении большой мощности. Кроме того цена данной зарядной станции довольно высокая.
Tesla Supercharger
Разъем Tesla Supercharger (США)
Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S
Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3
Так как в характеристики Mode 1-4 постоянно вносятся правки, предлагаем более простую классификацию типов зарядных станций по мощности зарядки:
- Для бытовых электросетей переменного тока 230 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабелем так как они имеют малый корпус.
- Для ускоренной зарядки от электросетей переменного тока 230 В/400 В от 16 А до 40 А (от 3,7 кВт до 30 кВт).
- Fast charger или «Суперчарджер» — быстрая зарядка постоянным током подает питание на аккумулятор минуя инвертор. Это габаритное стационарное оборудование мощностью от 10 кВт до 400 кВт.
Зарядные станции также можно классифицировать по принципу использования:
- Станции предназначенные для стационарной установки.
- Для портативного использования в одном или нескольких местах.
- Станции для портативного и стационарного использования.
Зарядные станции | |||
Скоростные | Ускоренные | ||
Стационарные | Портативные | ||
Персональные | Коммерческие |
Классификация видов электромобильных разъемов
Кроме режимов работы зарядных станций необходимо знать и типы разъемов подключения коннектора, которые адаптированы к работе каждой из них.
Тип разъема коннектора Type 1 J1772
5-ти контактный стандартный разъем электромобильного коннектора, характерный для большинства электромобилей американского и азиатского производства. Разъем Type 1 применим для подзарядки электромобиля от зарядных комплексов, работающих по стандартам Mode 2, Mode 3. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощности в 7,4 кВт.
Тип разъема Type 1 J1772 (США/Япония)
Разъем Type 1 J1772 для зарядки американской версии Nissan Leaf 2018
Type 2 (Mennekes)
7-ми контактный разъем характерный в основном для европейских электромобилей, а также для ряда китайских авто прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть, с максимальным напряжением 400 В, силой тока 63 А, и мощностью 43 кВт. Обычно 400 В 32 А ~ 22 кВт при трехфазном подключении и 230 В 32 А ~ 7,4 кВт при однофазном подключении. Разъем допускает использование зарядных станций с режимами работы Mode 2, Mode 3.
Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)
Разъем Type 2 Mennekes для зарядки европейской версии Nissan Leaf 2018
CHAdeMO
2-контактный коннектор постоянного тока разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных зарядных станциях работающих от постоянного тока в режиме Mode 4, позволяющих заряжать батарею электромобиля до 80% в течении 30 минут (на мощности 50 кВт). Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт, но уже характеристики существенно увеличиваются.
Тип разъема CHAdeMO (США/Япония/Европа)
Разъем CHAdeMO для зарядки европейской и американской версии Nissan Leaf
CCS Combo (Type 1/Type 2)
Комбинированный тип коннектора, который позволяет вам использовать как медленные, так и быстрые быстрые точки зарядки. Работа разъема возможна благодаря инверторной технологии преобразующей постоянный ток в переменный. Транспортные средства с таким типом соединения могут принимать зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2 на данный момент наиболее распространенный тип разъема на быстрых зарядных станциях в Европе вместе с CHAdeMO.
Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)
Opel Ampera-e для европейского рынка с с разъемом Type 2 CCS Combo
Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США/Япония)
Chevrolet Bolt EV для американского рынка с разъемом Type 1 CCS Combo
GB/T
Данный стандарт характерен для автомобилей только китайского производства и часто его называют просто GBT. Визуально он почти полностью напоминает европейский Mennekes, но технически с ним не сопоставим. Существует два типа разъемов для данного стандарта один для медленной второй для быстрой зарядки.
Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 переменнонго тока (AC)
Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 постоянного тока (DC)
Далее приводим информационную таблицу, в которой вы сможете найти данные о типах разъемов для европейских и американских электромобилей популярных в Украине. Данная информация поможет тем, кто хочет купить электромобиль, но не владеет в полной мере данными касательно зарядки электромобилей.
Электромобиль |
Регион |
Порты переменого тока АС | Порты постоянного тока DC | Примечание |
|||||
Type 1 J1772 | Type 2 Mennekes | Tesla Supercharger | CCS Combo 1 | CCS Combo 2 | CHAdeMO | Tesla Supercharger | |||
BMW i3 | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Chevrolet Bolt EV | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
Opel Ampera-e | EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | |
Chevrolet Spark EV | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo (Скоростная АС зарядка не поддерживается) |
EU | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Fiat 500e | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Ford Focus Electric | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Hyundai Ioniq Electric | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Jaguar I-Pace | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | ||
Kia Soul EV | US | да | нет | нет | нет | нет | да | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | да | нет | нет | нет | нет | да | нет | ||
Mercedes-Benz B-Class Electric | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Mitsubishi i-MiEV | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Nissan e-NV200 | US | да | нет | нет | нет | нет | опция | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | до 2018 | с 2018 | нет | нет | нет | опция | нет | ||
Nissan Leaf | US | да | нет | нет | нет | нет | опция | нет | Скоростная зарядка только через CHAdeMO |
EU | до 2018 | с 2018 | нет | нет | да | опция | нет | ||
Renault Kangoo Z.E. | US | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Renault ZOE | US | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только АС |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Smart ForTwo Electric Drive | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Tesla Model S | US | нет | нет | да | нет | нет | переходник | да | Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер, Tesla Supercharger |
EU | нет | да | нет | нет | нет | переходник | да | ||
Tesla Model X | US | нет | нет | да | нет | нет | переходник | да | Скоростная зарядка CHAdeMO и CCS Combo2 через адаптер, Tesla Supercharger |
EU | нет | да | нет | нет | переходник | опция | да | ||
Toyota RAV4 EV | US | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | Скоростная зарядка не поддерживается |
EU | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | ||
Volkswagen e-Golf | US | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | Скоростная зарядка только через CCS Combo |
EU | нет | да | нет | нет | да | нет | нет |
Хотели бы напомнить, что для удобства использования электромобилей работает online-карта электрических зарядных станций в Украине, и на которой видно, какие типы зарядных станций действуют в стране и какой тип разъемов используется на каждой из них.
Автор: hevcars.com.ua
Если статья вызвала у вас не только праздный, но и практический интерес и вам действительно необходимо купить зарядные станции или устройства для электромобилей, сделать это можно при помощи удобной формы для заказа: