lang="ru-RU"> А нужен ли большой запас хода в электромобиле? — HEvCars
HEvCars

Как перестать беспокоится о запасе хода и начать адекватно воспринимать электромобиль?

Беспокойство о запасе хода — относительно новое понятие, которое вошло в обиход с массовым внедрением электромобилей. Большая часть владельцев электрокаров, так или иначе испытывали на себе это чувство, которое действительно вызывает определенный дискомфорт связанный тем что пробег ограничен емкостью аккумулятора.

Беспокойство о запасе хода — это собирательный термин, который включает не только «зависимость от розетки», но и адаптацию стиля вождения, корректировку маршрута и ограниченность использования электромобиля для дальних путешествий.

Как же избавить от такого состояния?

Беспокойство о запасе хода, как любое тревожное состояние нужно снимать комплексно, решая проблему по-медицински, чтобы исключить его появление снова.

Существует несколько «лекарств» от тревоги ограниченности пробега:

Отличным вариантом избавить себя от беспокойства по поводу запаса хода является покупка электромобилей с увеличенным запасом хода.

Leaf второго поколения имеет запас хода около 240 км, Bolt может проехать на одном заряде 380 км, а Tesla Model 3 до 500 километров (все по EPA)

Как видим подавляющее большинство из указанных решений, давно есть и активно внедряются на практике, в том числе с запасом хода самих электромобилей, новые модели которых изначально предлагают от 200 до 400 км пробега на одном заряде.

Но почему этот пресловутый запас хода до сих пор остается определяющих критерием при покупке электромобиля? Какие заветные цифры должны успокоить потребителя, чтобы он принял электромобиль в качестве массового авто?

На эти вопросы ответ дают представители альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, которые утверждают, что 300 км на одном заряде — это та цифра, которая позволит массово привлечь на сторону электромобилей покупателя.

Согласно проведенных компанией опросов среди потребителей, представители альянса говорят, что если автопроизводитель гарантирует более 300 км пробега, клиенты забывают о тревоге про запас хода и сосредотачиваются на обычных при выборе автомобиля деталях.

Да, пожалуй, самый действенный способ избавиться от беспокойства по поводу запаса хода — это поставить на электромобили более емкие аккумуляторы, способные обеспечить эквивалентный автомобилям с ДВС запас хода. Но, действительно ли это нужно? Не вызовет ли это дополнительных проблем?

Непрерывное увеличения аккумуляторного блока — не погоня ли это за миражом?

Недавно проведенное исследование использования автомобилей в США показало, что среднестатистический водитель проезжает в день около 50 км. В подавляющем большинстве стран этот показатель еще меньше.

Так почему до сих пор ведутся разговоры о том, чтобы разработать еще большие аккумуляторы, для обеспечения громадного диапазона, который по сути не нужен?

Неужели есть необходимость регулярно возить за собой громадный аккумулятор, который иногда занимает треть от общей массы авто, если мы не проезжаем доступный километраж и крайне редко преодолеваем длительные маршруты? АКБ емкостью 60 кВт•ч, которая и обеспечивает те пресловутые 350-400 км запаса хода — весит полтонны, а большинство возит ее за собой ежедневно, проводя за рулем авто от силы час в день. Какой в этом смысл, тем более что фактически любой требуемый запас хода восполняется за время ночной зарядки.

Даже Tesla предлагающая наибольшие батареи, пока не нашла пути к постоянной рентабельности на основе такой идеи, а следующий прорыв в развитии аккумуляторных технологий, назовем его «пост литий-ионный», по-прежнему только в перспективе и вероятно произойдет только после 2025 года.

Инфографика: как увеличивается запас хода электромобилей © bloomberg.com

Недостатки решения проблемы запаса хода EV установкой большей батареи

На наш взгляд, обеспечение большего запаса хода более емкой аккумуляторной батареей даже требует объяснения возможных недостатков такого решения, с пояснениями почему не стоит этого делать. Итак, главные минусы большой и часто не нужной АКБ:

Все затраты ложатся на конечного потребителя, учитывая то, что электромобили и так проигрывают в стоимости обычным авто, каждый дополнительный киловатт-час при изначально достаточном запасе хода не нужен.

Компенсировать это можно за счет более легких материалов, что опять же обходится дороже. Также в глобальном масштабе, чтобы соответствовать строгим правилам экономии топлива (а электроэнергия в нашем случае это топливо) в ведущих мировых странах, автомобили должны быть легче.

Инфраструктура зарядных станций пока в стадии развития, а мы уже привыкли к быстрой заправке бензином и отказываться от этого пожалуй тяжелее всего, так вот, при увеличении емкости АКБ время зарядки электромобиля увеличивается, а если вы уповаете на постоянное использование быстрых зарядок, то должны помнить, что это приводит к ускоренной деградации батареи.

Увеличение батареи влечет изменение в архитектуре автомобиля сокращая пространство для пассажиров и груза, а также установки других компонентов.

Батареи содержат столько энергии, что их защита от перегрева или механических повреждений едва ли не первоочередная задача. Это в свою очередь выливается в дополнительные расходы и использование лишних систем безопасности.

Как видно, недостатки более емкой аккумуляторной батареи также есть. Это, разумеется, не категоричный повод отказываться от большого запаса хода, но причина задуматься о том, действительно ли это тот критерий, в погоне за которым стоимость электромобиля на данном этапе достаточно серьезно увеличивается.

Резюме

Без сомнений, прогресс которого добились в развитии литий-ионных аккумуляторов за последнее десятилетие не может не радовать, как по плотности энергии так и по их стоимости. Стремление отрасли к удешевлению компонентов к электромобилям — это безусловный плюс, как и возросшая емкость АКБ. Но, как видим, если подходить к проблеме запаса хода прагматично и разумно, дополнительные километры по сути не так и необходимы, особенно в условиях развитой инфраструктуры и минимального использования электромобиля.

Нет никакого дискомфорта в определенной ограниченности запаса хода, как нет панацеи и в том, чтобы доступный на одной зарядке километраж составлял 300-500 км, нужно только правильно расставить приоритеты.

Важно понимать, что развитая инфраструктура, решает до 90% проблем запаса хода электромобиля, а еще не менее важно осознавать, что подавляющему большинству из нас, даже нынешних предложений пробега на одной зарядки типичного для Украины электромобиля Nissan Leaf первого поколения, вполне хватает на несколько дней беспрепятственной езды.

Напомним, недавно Дэн Эдмундс провел сравнение трех самых продаваемых электромобилей в США: Tesla Model 3, Nissan Leaf 2018 и Chevrolet Bolt EV, и пришел к выводу, что запас хода Nissan Leaf второго поколения подходит практически под все критерии использования электромобиля.

Автор: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме