lang="ru-RU"> Как Tesla становится «настоящей автомобильной компанией» — HEvCars
HEvCars

Как Tesla справилась с производственным и финансовым кризисом

Еще год назад Tesla изо всех сил пыталась наладить выпуск хотя бы нескольких сотен электрических седанов Model 3 в неделю. Тщательно продуманные планы автоматизации завода пришлось отставить на задний план, поскольку при огромных затратах долги накапливались, а инвесторы были напуганы. Генеральный директор Илон Маск заявил, что в самые тяжелые моменты 2018 года компания тратила 100 миллионов долларов в неделю.

К началу 2019 года Tesla выпускает более 4700 единиц Model 3 каждую неделю. Производитель электромобилей вышел из года неопределенности как один из самых ценных автомобильных компаний в мире, чья стоимость акций больше, чем у Ford, General Motors, BMW и Daimler. Это может в конечном итоге помочь компании сократить свои долговые обязательства и ограничить будущие затраты по займам.

Выпускаемые электромобили Tesla на сегодня

Model 3 теперь приносит больше дохода, чем любой другой седан в США, и денежные затраты Tesla сократились с 1,7 миллиарда долларов в первой половине 2018 года до 774 миллионов долларов в третьем квартале.

Десять лет спустя после того, как Tesla создали свою первый электромобиль, ей еще многое предстоит доказать. Но вопрос о том, сможет ли Tesla когда-либо совершить прыжок в массовое производство, получил ответ.

Tesla становится «Настоящей автомобильной компанией»

Продажи электромобилей Tesla по моделям с 2012 года © bloomberg.com

Продажи электромобилей в США по итогам 2018 года © cleantechnica.com

В последние недели 2018 года Tesla продала свой 500-тысячный электромобиль. Для достижения этой цели потребовалось 10 лет. Следующие полмиллиона поставок электромобилей займут около 15 месяцев, если компания сохранит свои нынешние темпы, и сделают Tesla первым автопроизводителем в мире, продающим 1 миллион электромобилей.

Tesla продала почти столько же автомобилей в 2018 году, сколько за все предыдущие годы вместе взятые. Увеличение продаж Tesla способствовало росту стоимости акции компании на 50% после скандала Илона Маска с Комиссией по ценным бумагам, из-за наказания за проблемные посты Маска о том, что компания станет частной. В последние недели 2018 года рыночная капитализация Tesla опередила производителя Mercedes-Benz.

Тесла врывается в ТОП-10 производителей автомобилей

Рыночная капитализация самых ценных автомобильных компаний мира (стоимость акций в долларах США по состоянию на 6 января) © bloomberg.com

Компания потратила миллиарды на подготовку к производству Tesla Model 3, построив крупнейший в мире аккумуляторный завод в Неваде, расширив производственные мощности в Калифорнии, наняв тысячи новых сотрудников и намереваясь построить автоматизированный завод будущего. Когда эти планы пошли наперекосяк, расходы продолжались — но без дохода, на который Tesla рассчитывала от продаж электромобилей Model 3.

Поворотный момент наступил в третьем квартале 2018 года после того, как производство Model 3 удвоилось, составив 5000 единиц в неделю, и деньги начали поступать в компанию, а не просто уходить. На приведенной ниже диаграмме показан свободный денежный поток Tesla с 2012 года.

Cвободный денежный поток Tesla с 2012 года © bloomberg.com

Согласно мнению аналитиков, Tesla получит прибыль в четвертом квартале 2018 года со средней оценкой в ​​206 миллионов долларов США по GAAP. Это серьезное изменение с апреля 2018 года, когда все прогнозировали потерю в четвертом квартале около 234 миллионов долларов. Ожидаемый свободный денежный поток Tesla в 2019 году составит около 837 миллионов долларов.

К концу сентября 2018 года Tesla увеличила свои денежные средства на треть до 2,98 млрд долларов. Этого достаточно, говорит Маск, чтобы Tesla продолжала наращивать финансирование, покрывая при этом долговые обязательства — и все это без продажи новых акций или новых облигаций. Эти обязательства включают конвертируемую задолженность в размере $ 920 млн, которую нужно погасить в марте 2019 года при условии, что акции будут держаться на уровне $ 360.

Оставаться на вершине без налоговых льгот

Tesla сейчас доминирует на мировом рынке электромобилей. За первые 9 месяцев 2018 года было продано 19% мировых электромобилей, как показано на графике ниже. Tesla запустила первый крупный автомобильный завод в Китае, полностью принадлежащий иностранной компании. Производство Model 3 начнется на новом заводе в Китае в конце 2019 года.

Спрос на Model 3 в США может снизиться в начале 2019 года, поскольку федеральный налоговый кредит в США начинает снижаться для Tesla. Ожидаемое появление Model 3 в Европе, возможно, не решит проблему.

Тесла доминирует на мировом рынке электромобилей

Мировые продажи электромобилей за первые 9 месяцев 2018 года (BAIC, BYD и Chery продаются в основном в Китае) © bloomberg.com

Tesla начала 2019 год, снизив цены на все свои электромобили на 2000 долларов, чтобы частично компенсировать истекающий налоговый кредит. Акции Tesla упали на 9,7% в течение следующих двух торговых сессий, так как инвесторы задались вопросом, сможет ли компания одновременно поддерживать высокий спрос и рентабельность на свои продукты.

Американская компания также столкнется с реальной конкуренцией в 2019 году, когда появятся Porsche Taycan, Audi e-tron quattro, Jaguar I-Pace, Mercedes-Benz EQC и другие. Tesla по-прежнему далека от доходов и капиталовложений, которыми располагают ее крупнейшие конкуренты.

 

Напомним, Tesla Model 3 объявлена самым продаваемым автомобилем премиум-сегмента в США.

Незаметное преимущество Tesla: затраты на аккумуляторную батарею

Цены на аккумуляторные батареи для электромобилей © bloomberg.com

До сих пор ключом к успеху Tesla были большие инвестиции компании в аккумуляторы. По данным Bloomberg New Energy Finance, производство литий-ионных аккумуляторов следует хорошо документированной кривой. Когда глобальные производственные мощности удваиваются, цены снижаются примерно на 18 процентов. Начав с массового производства батарей на ранних этапах, Tesla неизменно побеждает в среднем по отрасли в цене.

Маск как-то признался, что затраты его компании на аккумуляторные элементы — цилиндрические компоненты аккумуляторных батарей — упали до $ 110 за кВт⋅ч и к концу 2018 года возможно достигнут $ 100 за кВт⋅ч. Это сопоставимо со средней ценой около $ 127 за кВт⋅ч по отрасли. Если Tesla установит цену в 100 долларов за кВт⋅ч до 2020 года, компания будет примерно на три года впереди конкурентов.

Чтобы сохранить свою рыночную долю и стоимость акций, Tesla должна продолжать предлагать выигрышные продукты, такие как Model 3, и запускать их более гладко, а не как компания обожглась с предыдущим запуском.

Дорожная карта Tesla по новым продуктам

Тесла, вероятно, имеет наиболее ожидаемую дорожную карту продуктов в отрасли в течение следующих нескольких лет. Но даже когда Маск впереди, он всегда опаздывает: анализ Bloomberg в прошлом году показал, что Маск, как правило, запаздывает по срокам примерно на 50 процентов от своего первоначального прогноза.

Дорожная карта Tesla по новым продуктам и их производству на 2019-2020 © bloomberg.com

Помимо Model 3, 2018 год был полон драмы для Tesla. Маск написал в Твиттере, что у него есть средства выкупить компанию и сделать ее частной, а затем быстро отказался. Впоследствии он был обвинен в мошенничестве, заплатил штраф в 20 миллионов долларов SEC и был вынужден отказаться от должности председателя совета директоров. Ключевые руководители покинули компанию на фоне широкого освещения тенденций управления компанией Маском.

Проблемы Tesla не закончились. Поток новых электромобилей создает нагрузку на их продажи, обслуживание и инфраструктуру Supercharger. Компания строит новые заводы, запускает продукты и управляет своим бюджетом достаточно тонко, чтобы запуск другого транспортного средства не был катастрофическим. Но Tesla начинает 2019 год в значительно лучшем состоянии, чем год назад.

По материалам: bloomberg.com. Подготовил: hevcars.com.ua

Еще интересное пишут по теме