Как рассчитывают запас хода автомобиля в Европе, Америке и Японии или оценочные циклы NEDC, JS08, EPA и WLTP

Любой автомобиль, будь-то дизельный, бензиновый или электрический агрегат, подлежит разным оценкам и классификациям. Больше всего, после технических характеристик, владельцев автомобилей интересует оценка расхода топлива, если говорить о ДВС автомобилях и запаса хода, если рассуждать об электрокарах.

В принципе, это симметричные понятия означающие одно — сколько километров способно проехать транспортное средство на одной заправке или подзарядке.

Однако, в мире автомобилей это понятие не так однозначно, поскольку существует несколько критериев или даже систем оценки. Владельцу или потенциальному покупателю, необходимо ориентироваться в этих системах, чтобы четче понимать и правильно оценивать потенциал своего электромобиля.

Прежде всего нужно пояснить, особенно для новичков электромобильной отрасли, что оценка запаса хода электромобиля у неподготовленного владельца, очень часто вызывают путаницу ведь данные по этим характеристикам у одной и той же модели могут иметь расхождение порой до 25%. Выглядит это примерно так, что европейский, американский и японский измерительные циклы представляют совершенно разные данные, которые разнять в некоторых случаях на 40-50 километров.

Данная тройка категорий оценок, наиболее популярна в автомобильном мире. Если сравнить на примере самого популярного в Украине (и мире) электромобиля Nissan Leaf, то цифры выглядят приблизительно так: американский цикл оценивает запас хода Leaf первого поколения в 160 км, европейский в 175 км, а японский предлагает и вовсе 200 км.

Какой же наиболее верный? Четкий ответ дать крайне сложно, но вот описать каждый цикл оценивания и дать владельцу возможность самому определить, какой наиболее оптимально соответствует стилю его вождения мы можем.

Ездим по-европейски или оценочный цикл NEDC

Оценочный цикл NEDC

Оценочный цикл NEDC © autoreview.ru

В обиходе цикл NEDC находится с 2000 года и рассчитывает езду на автомагистралях и в городской черте исходя из следующих данных. Общий критерий оценки основывается на прохождении расстояния в 11 километров в течении 20 минут. Показатели скорости данного цикла сосредоточены на отметке 33,6 км/ч, при которой за 20 минутный промежуток на автомобиль приходится 12 остановок и соответственно разгонов.

Для городской эксплуатации NEDC предлагает 4 оценочных блока, на каждый из которых приходится 1,013 км расстояния при длительности движения порядка 3 минут и 15 секунд. Предполагаемый разгон автомобиля для этих блоков составляет 18/32/50 км/ч, при средней скорости движения 18,7 км/ч.

Езда вне городских пределов в рамках цикла, оценивается исходя из данных, где предполагаемая средняя скорость движения составляет 62,6 км/ч, на дистанции 6,955 километров, которую автомобиль проезжает за 400 секунд. При этом максимальный разгон автомобиля предполагают на уровне 120 км/ч. Также нужно учитывать что оценка запаса хода проводится в условиях нулевого использования энергии автомобилем, то есть при не горящих фарах, выключенной климатической системе, дворниках и мультимедиа. Кроме того предполагается мягкий набор скорости без рывков и резких стартов, к примеру, на разгон до 50 км/ч европейцы отводят целых 26 секунд, а до 70 км/ч — 41 секунду. Также рассчитывают и на невысокие скорости на трассе.

Проще говоря, цикл NEDC рассчитан на неторопливую езду и не слишком динамичные разгоны. Как видим, данный цикл плохо применим для украинских реалий, где средняя скорость вождения, как минимум в полтора раза выше заявленной, при этом нужно учитывать холодное время года влекущее за собой дополнительное потребление энергии подогревом сидений и отоплением салона. Конечно, хотелось бы чтобы европейский стиль вождения был доминирующим на украинских дорогах, но к сожалению пока это не так.

JC08 — или как ездят по-японски

Оценочный цикл JC08

Оценочный цикл JC08 © autoreview.ru

Данный оценочный цикл работает в Японии с 2007 года, в 2010 он принят в качестве единого стандарта оценки. Расчетное время данного цикла составляет 20 минут, за которое автомобиль предполагаемо проезжает дистанцию 8,17 километров. Диапазон скоростей измерительного цикла JC08, составляет 24,4 км/ч для средней скорости и 81,6 км/ч для максимальной.

Что характерно, есть несколько специфических критериев оценки в данном цикле, во-первых допускаемое ускорение едва ли не максимальное по сравнению с остальными исследуемыми циклами, во-вторых оценка предполагает замеры с учетом «резвого» и «спокойного» старта. Крайне важным моментом для оценки запаса хода электромобилей, является факт, что остановки транспортного средства будут длительностью около 30% от расчетного времени (6 минут из тестируемых 20). Разумеется, что в таком режиме электрокар не использует электроэнергию, а соответственно цифры запаса хода по циклу JC08 будут наибольшими.

Наиболее оптимален расчет данного цикла для автомобилей, которые двигаются в городском трафике с его постоянными остановками на светофоре, пробками и парковками. Однако он не оптимален в своих расчетах касательно автомобилей используемых на автомагистралях, а точнее совсем не учитывает высокоскоростные показатели эксплуатации.

Ездим по-американски или оценочный цикл EPA FTP-75

Оценочный цикл EPA FTP-75

Оценочный цикл EPA FTP-75 © autoreview.ru

Американский оценочный цикл запаса хода автомобилей, а также количества вредных выбросов в атмосферу был создан и проводится агентством по охране окружающей среды и поэтому называется согласно аббревиатуре этой организации EPA (Environmental Protection Agency). Цифра «75» символизирует год разработки нормативов оценки, которые разумеется существенно изменились с тех пор и последний раз были обновлены в 2008 году.

Главное достоинство американского цикла состоит в том, что в отличии от рассмотренных двух, он более обширен и многогранен и как результат более придирчив и точен в определениях.
Прежде всего стоит указать, что расчетное время цикла EPA составляет 31 минуту, на дистанции 17,8 километров. Это значительно больше цифр европейского и японского циклов и связано с тем, что среднестатистический американец заметно больше использует автомобиль, ведь даже городские расстояния в Америке существенно длиннее чем в Европе и Японии. Предполагается, что за указанный цикл автомобиль делает 22 остановки с общим временем простоя около 20%. Максимальная скорость езды составляет 91,2 км/ч, средняя находится на отметке 35 км/ч. Цикл предусматривает замер топливного расхода с учетом движения по трассе, при средней скорости 78 км/ч.

Дополнительно в американскую оценку включены несколько подциклов. К примеру, US06 в котором оценивается расход топлива при резких стартах на светофоре, в напряженном городском трафике, а также подцикл SC03 измеряющий расход со включенным кондиционером.
Еще раз отметим, что главное достоинство американского цикла состоит в большей реалистичности оценок, где учитывается расход автомобиля в «обычных» условиях эксплуатации со включенной климатической системой, быстрой ездой, резкими стартами, множеством остановок. Все эти нюансы существенно увеличивают расход топлива любой категории автомобиля, независимо от природы их трансмиссии. Разумеется по этому, запас хода любого автомобиля оцененного по этой категории будет значительно ниже, чем у других.
Тем не менее, нельзя совершенно исключить тот факт, что добиться показателей, например, европейского цикла, невозможно. Если ехать в установленных рамках это вполне достижимо, но если вы желаете использовать автомобиль на полную, ориентируйтесь на американцев.

Общемировой цикл замеров WLTP и новые стандарты для отрасли

С 2017 года вводится новый всемирный измерительный цикл — WLTP. Прогнозируется, что он будет единым для всех континентов и позволит сравнить запас хода ДСВ авто или электромобилей по единым стандартам. Единство цикла обеспечивается его жесткими оценочными критериями, которые предполагают расчетную дистанцию в 23 километра на протяжении 30 минут времени, динамика набора скорости будет наивысшей среди всех описанных стандартов. Кроме того, WLTP предполагает 4-этапную оценку, по двум циклам для города и трассы. Диапазон скоростей для пары городских замеров составляет 56,5 км/ч и 76,6 км/ч, для автомагистральных замеров это 97,4 км/ч и 131,3 км/ч. То есть цикл рассчитан на быструю езду, которая присуща современным водителям. Особая ценность цикла состоит в том, что автомобили оцениваются исходя их класса модели, таким образом, учитывается зависимость расхода энергии исходя из соотношения мощность-масса. Также в расчет берутся «эко-режимы» транспортных средств, активно внедряемые автопроизводителями.

Для оценки запаса хода электромобилей и гибридных авто, цикл WLTP имеет свой особый подход. Гибридные автомобили проходящие оценку должны иметь полностью разряженный аккумулятор. Чтобы протестировать гибрид с полной зарядкой АКБ, производитель должен доказать, что это обычное рабочее состояние автомобиля. При этом, если данные заряда АКБ на протяжении теста изменились, разницу отнимают или прибавляют из общего результата.

Гибридные автомобили проходящие оценку должны иметь полностью разряженный аккумулятор

Гибридные автомобили проходящие оценку должны иметь полностью разряженный аккумулятор © autoreview.ru

Плагин-гибриды имеют четыре цикловых замера: полностью разряженная АКБ, частично заряженная, полностью заряжена и тестовая проверка в режиме электромобиля.

Плагин-гибриды имеют четыре цикловых замера

Плагин-гибриды имеют четыре цикловых замера © autoreview.ru

Особо сложно на замерах WLTP приходится электромобилям, которые проходят два этапа тестирования, сперва с полным объемом АКБ исходя из заявленных производителем характеристик, а потом 12 часовой тест на полный заряд с целью проверить выдержку АКБ.

Электромобили проходят два этапа тестирования

Электромобили проходят два этапа тестирования © autoreview.ru

К циклу WLTP у владельцев электромобилей, есть отдельные замечания, особенно в свете того, что емкость АКБ неуклонно возрастает. Кроме того, интересует какой тип зарядки актуален для указанного цикла. Если быть совсем придирчивым, то получится что WLTP не совсем отвечает реальности, по отношению к отдельной категории. Однако, цель теста состояла не в точном отображении, во многом индивидуальных оценок, а к подведению всех описанных выше циклов, к единому стандарту максимально приближенному к реальности, чтобы иметь возможность оценивать автомобиль без учета размытых показателей, трех разных категорий.

В качестве небольшого резюмирующего совета, владельцам автомобилей, мы бы рекомендовали ориентироваться на собственный индивидуальный стиль вождения, проецируя его на описанные параметры. И если то, что указано в каком-то из циклов, совпадает с тем, как вы водите автомобиль, значит запас хода выбранного вами авто отвечает цифрам данного цикла.

Если же говорить обобщенно и касательно использования электромобилей в Украине, то согласно статистике, наиболее приемлемая для нашей страны во всех категориях оценка дальности пробега электромобиля, находится где-то посередине между американскими и европейскими показателями. Поэтому средние данные этих циклов, покажут вам оптимальные цифры запаса хода выбранного электрокара.

Автор: hevcars.com.ua




Еще интересное пишут по теме

HEVCARS 🔌